Главная arrow Рассказы arrow Что это было
26.04.2024
Что это было
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Написал Шевченко В.   
26.06.2007
Год 2004 – ПЕРВЫЙ! Волею судеб я попал в рай! Ну посудите сами – отпуск в самом разгаре, центральная полоса России, домик в деревне, тишина и покой. Хочешь – пили, хочешь – коси, копай, ломай, не хочешь – валяйся целыми днями на диване, перебирая каналы телевизора. Есть можно сколько угодно и что угодно, буквально, что на ветке увидел, то в рот и тащи. Но за забор нельзя! Чувствуешь?  Этакая плодово-овощная клетка со шныряющими под ногами утками. Вполне может служить заветной мечтой пенсионного времяпрепровождения. Я же это воспринял как временную потерю трудоспособности – иногда занимаешься чем-нибудь необременительным, в основном же просто валяешься и сил набираешься. А еще эта осень! Осень в центральной полосе разительно отличается от нашей родной магаданской осени, причем не в лучшую сторону. Она беспросветна! Это только на картинах Левитана лазурное небо, огненный клен и золотистая березка. Такое тоже бывает, но всего пару дней, а остальное время, или дождь или ветер, а то и все вместе. Сыро, холодно, и с каждым днем все холоднее и холоднее. Безысходность и уныние, и кажется, что так будет вечно. Занавес! Все закончено и больше ждать нечего. Вот я и валялся на диване, представляя, что сейчас твориться в Магадане, где и как летают мои коллеги по парапланерному цеху. Пытался представить, чем бы занялся, если бы не поехал в отпуск и куда ездил бы на полеты. Вспоминал, чем занимался летом, что не успел сделать, а чему уделил мало времени. Оно ведь было неплохим, это лето, да и не только лето, весь год был просто отличным! И так эти воспоминания ладно сложились у меня в голове, что я решил их оформить в рассказ. Итак, хроника моего летного 2004 года, или чего нет в летной книжке. Когда этот год начался? Странный вопрос, скажете Вы, конечно 1 января. Нет. В январе он начался для Лешки, но не для меня. Конечно, я жалею, что не принял участия в экспедиции на марчеканскую сопку. Ох, и долго же к ней подбирались! На нее ходили поодиночке и группами, с парапланами и налегке, спорили и обсуждали, соглашались и сомневались. А потом просто собрались и пошли. И слетели. Конечно, этот полет ничего особенного не представлял – склон пологий, все время мало высоты, но! Но мы сделали это! Все мы, и кто летел, и кто подбирал пилотов, и даже те, кто узнал об этом позднее, все мы причастны к этому полету. Ибо неправильно, что самая высокая из окружающих город сопок до того момента была не облетана парапланеристами. Для меня же все началось значительно позже, а именно 8 марта. В тот день мы отрабатывали старты с помощью пассивной лебедки. Затягивались на льду бухты Гертнера, погода выдалась солнечная и тихая, и лед был буквально усыпан рыбаками. Казалось, что сегодня как минимум половина города проводит время на рыбалке. Но эта же замечательная погода совершенно не оставила нам шансов на полеты. День был праздничный, поэтому разъезжались чуть раньше обычного. Все поехали по домам, а мы с Виталиком решили заглянуть на ближайший старт – Кедровый ключ. Ветерок был хорошего направления, но еще не летной силы. "Слабо!" – резюмировал Конус, поднявшийся после старта с половины склона. И уехал. А у нас началось наваждение! Ну скажите, что, после такой аргументированной оценки взлетевшего пилота, может заставить уставшего человека разложить крыло? Да не просто разложить, а приготовиться к старту, так сказать, во всеоружии – с прибором. Ни тогда, ни сейчас мы не можем объяснить, почему так поступили, но оказалось, что в тот момент будто в воду глядели. Это был женский день, и старт был по-женски мягким и нежным – я просто повис над стартом, балансируя, будто гимнаст на шаре, и крича от восторга "Виталик! Смотри! Смотри!". Полетали мы минут 30, причем для Кедрового поднялись высоко – 125 метров над стартом, и садились в глубоких сумерках. Потом не раз вспоминали этот день и долго думали, что же позволило нам вообще взлететь и столько продержаться в воздухе, и решили, что ничего, кроме нашего огромного желания полетать... Дальше. Дальше был маршрут, мой первый маршрут. С нового места старта в манящие, но казавшиеся нереально далекие дали – на Оксу. Этот старт располагается на вершине одной из самых высоких в районе Арманского перевала сопок, его высота 840 над морем и 240 над местным лагерем парапланеристов. Пожалуй, это наш самый высотный лагерь. Первый раз туда забрались втроем – Лешка, Виталик и я. До этого несколько выходных выдалось совершенно без полетов, в тот день на перевале опять стоял штиль и мы были готовы на любую авантюру! Смущало два момента: во-первых, неизвестно, найдем ли на вершине место для старта, а во-вторых, были опасения недолета до базового лагеря, из-за пологого подножия сопки. Ну совершенно напрасно беспокоились – для старта имелась площадка размером с половину футбольного поля, да и долететь до лагеря оказалось делом возможным. Второй раз отправились вдвоем с Эхо. Середина марта, тепло и абсолютно тихо. Дважды пытаюсь стартовать прямым стартом, и оба раза не получается. Спорим с Лешкой – я, раздасованный неудачей, готов идти назад пешком, он не согласен: "Нет, страус, лучше день потерять, а потом за пять минут долететь!" Тут налетает дуновение, поднимаю крыло обратным стартом и улетаю. Лешке дуновений не досталось, и ему тоже пришлось дважды впустую носиться по вершине во всю прыть, прежде чем удалось взлететь. Окса была взята, да еще как! Я перелетел мост и домик, и сел дальше метров на 300, в карьере; Лешка до моста чуть недотянул. Фантастика, мы совершенно не ожидали такого улета! Весь полет я прикидывал, куда будет посадка: "Все сажусь на эту петлю дороги. Петлю перехожу, значит, сяду на эту полянку. Высоковато, лучше на следующую. Можно сюда, уже и так далеко, но если тут срезать и учесть понижение рельефа, тогда можно пролететь еще о-го-го...". И на Оксу стали летать при каждом удобном случае, поодиночке и группами, иногда даже несмотря на отсутствие подбора. Уже после стало ясно, что при обычном северном ветре умеренной силы имеется неплохой шанс дойти до цели, и это достаточно несложный динамический маршрут длиной около 6 км. Но тот, первый полет, он был другим! Не было динамика, полет проходил не над склоном, а напрямую через распадок. Внизу медленно проплывали деревья, петли дороги и уже оголившиеся вершинки. И это был яд! Я знал, что пути назад нет, что разворота не будет, что больше этот пейзаж таким не увижу! Лучше всего поддерживало на границе света и тени, и с понижением и приближением к Оксе эта поддержка становилась все сильнее. Старт был очень высотным и было много споров, что это обычный слет, хоть и очень длинный, но это не так! Простая математика: перепад между стартом и посадкой 770 метров, плюс 43 метра общего набора высоты, сумму делим на 15 минут полета и получаем снижение 55 метров в минуту, или 0,9 метров в секунду. Мое крыло так не может! 1,3 может, проверял, но 0,9 нет, как его не зажимай. Летевший следом Лешка пролетел метров на 500 меньше, а его “Нова” летает никак не хуже моего “Стайера”. Нет, думаю, дело было в везении, и в том, что у меня имелся чудо-прибор – вариометр! Он как собака унюхивает малейшее изменение в движении параплана вверх или вниз, подсказывая пилоту где лучше держит. Все 15 минут полета я буквально не сводил с него глаз, переживая, когда он показывал -1, и радовался, когда на несколько секунд стрелка замирала около нуля. Ноль, обычный ноль, но тогда его хотелось видеть снова и снова! Для пилота такое снижение это все равно, что бесконечность, бесконечность движения. Наверное, в этом и была вся прелесть – интрига. Весна просто расцвела красочным букетом новых полетов и новых летных мест. Чего только не было этой весной, сюрпризы сыпались на нас как из рога изобилия! Сначала был полет с автостоянки на верхний старт. Не буду на нем останавливаться, про то написан отдельный рассказ. Потом был просто фантастический улет нашей двойки 3 мая. Стартовали с левого старта, что под северный ветер, перешли через угол на западный склон (ветер был северо-западный), с трудом пробились за мыс и там нас стало поднимать. Набирали до 200 метров, и пытались перейти на наветренный склон впередистоящей сопки. Ничего из этого не вышло, и мы решили заглянуть дальше, за разрушенную горнолыжную базу. И тут началось! Все это походило на рыбалку, где мы с Лешкой были в качестве наживки. Подергало, потрепало, а потом клюнуло! Да ни кто попало, а настоящий Поток! Мощный, широкий, ревущий! Он хватал нас, бросал вверх на десятки метров, а потом выбрасывал вон. Мы снова бросались в него и все повторялось сначала. Параплан прыгал над головой, и в этой борьбе со стихией выбросы адреналина заставляли забывать про время и холод. Все закончилось на высоте 400 метров. Опять попробовали перейти на склон следующей гряды, но встречный ветер слишком быстро съедал высоту, а садиться в весенний лес хотелось меньше всего. Крутились там же и ждали еще подъемов, искали другие потоки, но больше ничего не было, остался только обычный слабый динамик. К нам сумел прокрасться Игорь Львович, но уже поздно, да и тактически неправильно – в таких ситуациях надо рисковать и выходить вперед, а не жаться к склону. Лешка потратил на поиски много высоты и слишком поздно развернулся в сторону автостоянки, следом за ним повернул и Твердо. Обоим пришлось часть пути проделать пешком, я же, имея прибор, ограничил себе планку, после которой прекратил все поиски и вернулся, сев на обычное место посадки. Домой оба ехали молча, и оба широко улыбаясь – это лучший полет на перевале! А еще 3 мая это годовщина гибели магаданского дельтапланериста Горшенина, и в этот день пилоты стараются совершить памятный полет с места его последнего старта. В этом году из-за сильного ветра пришлось поменять площадку, но, надеюсь, с нашим полетом традиция была соблюдена. Венчает весну новое место для старта, там же, на Арманском перевале, но на летний, юго-восточный ветер. Толком оценили то даже не сразу – первый полет происходил в снежном заряде. Но заряд прошел, небо очистилось, и выглянувшее солнышко стало припекать... Возможно, на этом бы в тот день и ограничились, но приехал Щука и пара учлетов (Таня и Кирилл), мы рассказали, где и как летали, в итоге полезли еще раз уже все вместе. Первой запустили Таню и проследили ее полет. Наверное, тогда и начало приходить понимание, чем это место может стать летом Долина не очень большая, но сухая, с дорогами, окружена невысокими сопками, да и старт на прогреваемом склоне под летнее направление ветра. В тот день слетели еще по разу, весело покачиваясь на узких весенних пузырях. Интересно, Таня помнит этот полет? Наверное, да, это был ее первый свободный вылет и после посадки она была просто в восторге. Это место нарекли "Шашлычная долина". Тут я, пожалуй, нарушу хронологическую последовательность событий, и расскажу об этом месте подробнее. Шашлычная долина далась не всем. После, уже летом, пару раз туда залетал Твердо, вот пожалуй и все. Наша же тройка (с присоединившимся к тому моменту Димой) еще не единожды делала на нее слеты. Вроде бы всем хороший по нашим раздумьям старт, на деле оказался капризным. Ладно, бурелом убрали, благо работы было немного, а вот с ветром дело обстояло сложнее. По каким-то, доселе неведомым причинам, он либо сильно боковел, либо его просто не было! Да, весна вполне оправдала наши ожидания. Все было как для нас – и погода, на удивление ясная и теплая, и солнце, так ощутимо припекавшее, и даже два сильных снегопада пришлись на будни. Северная весна поздняя, короткая и необычайно бурная, все готовится к такому же короткому лету. А я переворачиваю эту страницу моей летной книжки и подписываю чистый лист – "Волшебное лето 2004". Если попытаться коротко описать то, что занимало наши умы, что было самой частой темой обсуждений, что является скрепкой, держащей листы моей летной книги, однозначно это будут термики. Они были повсюду. Или их хотелось видеть повсюду? Мы готовились к встречи с ними – читали (точнее зачитывали) книгу "Понять небо", часами копались в Интернете, буквально по крупицам собирая нужную информацию (или ту, которую в тот момент могли понять) и летали. Оказывается, весной на северном старте очень даже интересно, надо только чуть отойти от склона вперед, и там может быть поток, причем совсем иной природы, нежели у склона. И высоты стали покоряться совсем иные (к примеру, как то раз мы с Лешкой набрали 260 метров прямо над северным стартом) и, наверное, что не менее важно, стали покоряться дали! И все мы дружно искали потоки, учась определять их границы и структуру, пытаясь центровать ядро и стараясь удержаться в нем как можно дольше. В таких полетах совершенно стиралась грань между летными характеристиками крыльев, и временами Виталиков “Командор” был выше остальных. Это тоже полет, но как разнится техника пилотирования с полетами в динамике! К чему, вы спросите, я веду? А веду к тому, что в наших мечтах и фантазиях при такой весне, лето виделось исключительно термичным, а эти полеты были прелюдией и воспринимались как тренировка. Насколько им суждено было сбыться? Одно было понятно с самого начала – сами термики не придут, их надо искать. Так как к началу лета наиважнейший манускрипт “Понять небо” был основательно изучен, поиск термиков велся исключительно на научной основе. Начали с исключений. Перво-наперво исключили городскую свалку, несмотря на то, что в прошлом году и я, и Лешка там летали. Насколько мне известно, кроме нас там в термичку больше никто не попадал, но поверьте на слово – оно того не стоит! Это место можно использовать как тренировочный лагерь перед чемпионатом мира или России по парапланерному спорту, к менее ответственным соревнованиям лучше готовиться в более дружелюбном месте. Потом стали вспоминать, где в прошлом 2003 году летали, пытались летать или просто посещали. Поохали по поводу птицефабрики, мол хорошо там, интересно и для обучения здорово, но улететь шансов мало, потому что высота старта невелика. И наметился у нас такой план: 1. Пару раз выехать на трассу, в окрестности Атки или в иное место. Обязательно с ночевкой, чтобы обследовать как можно больше; 2. Слазить на сопку за Андреевским карьером. Начать подниматься склоном горнолыжной трассы, и обязательно в солнечный день, а не в туман, как в 2003 году; 3. Попробовать летом полетать на Нагаевской сопке – и ветер бывает нужный, и дорога есть, и высокая, и, что самое главное, склон солнечный; 4. Выждать подходящий момент для Хасынской сопки. Конечно, летом ветер чаще всего на ней обратный, но зато место облетанное, и там уже были прецеденты термичных полетов. План получился более чем примерный, и не всему было суждено сбыться. Да что там говорить, на первом же пункте все полетело кувырком! 12 июня, это не только день независимости для сознательных граждан, но и целых три выходных дня для сознательных пилотов. И мы готовились к ним! Готовили машину, снаряжение, вещи, себя и домочадцев (к мысли, что они могут от нас как следует отдохнуть). И вот этот день настал! Настать-то настал, да погода откровенно подкачала – низкая сплошная облачностью и редкие капли. Вот мы особо и не спешили со сборами, долго думали, ехать или дать здравому смыслу победить, но все же решили так – едем до Палатки, а там окончательно определяемся с наши планами. Надежда была на то, что за Соколом обычно погода лучше, чем в городе. Поймите правильно – мы месяц ждали этих выходных, и не могли поверить, что нашей мечте не суждено было сбыться! Надо сказать, упаковались мы знатно – четыре человека, три параплана, большая палатка, спальники, вещи, еда... Господи, как же все это в машину затолкали, даже без багажника обошлись! Часам к 11 только выехали из города и тихонечко помчались, однако далеко умчаться не удалось – аккурат напротив Стекольного маленький, но очень острый камушек, пробил в колесе большую и рваную дыру. Ставим запаску, и, помня, что на Палатке есть шиномонтажная мастерская, едем дальше. Но на том злоключения не закончились. Мастерская была закрыта, презрев служебный долг и даже не ведая о нашей беде, местные жители дружно вкалывали на огородах. Не буду описывать все наши мытарства – благополучно восстановив колесо, далее двинулись только около 16 часов, все это время наблюдая за медленно приближающейся полоской абсолютно чистого неба. Граница облачности проходила точно над Карамкенским перевалом, далее синеву нарушала только редкая кучевка, за изучением которой и прошла остальная часть пути. Из-за затянувшейся истории с колесом, на место прибыли только к шести вечера, вместо планируемого полдня. Сразу же смутил ветер, сильный и порывистый, как в последствии оказалось, вполне характерный для этого места и термический по своей природе. Наскоро перекусив, идем на гору. Виталик вызвался разбивать лагерь, а Дима пошел с нами, но без крыла. Выйдя на трасу, встретили Максима. Оказывается, к обеду в Магадане небо расчистилось, и он, зная, что мы готовим поездку, помчался нас догонять. Ветер на горе в точности повторял дикую пляску колдуна в лагере и, честно говоря, для полета был сильный. Долго ждал затишья, хотя бы метров до 6-7, и на всякий случай попросил Диму меня придержать. В воздухе оказалось совсем не ахти – высоко не подняло, часто меняющий силу и направление ветер постоянно дергал крыло, и, что больше всего меня беспокоило, абсолютно было не понятно, смогу ли дойти до лагеря. Вот поэтому почти сразу после старта стал пробиваться вперед. До лагеря я дошел и даже с небольшим запасом. Уже после моей посадки стартовал Эхо. Он провисел у склона минут 15, сумел набрать около 40 метров, но не более того. Предложили подбор с любого места посадки, Лешка согласился и двинулся над дорогой на север, с попутным ветром. Улетел недалеко, но мы его все равно подобрали, авось на что-нибудь и сгодится. К вечеру опять наступила полоса неудач – радующиеся жизни, лету и нашему приезду аборигены были столь непосредственны и назойливы, что превратили отдых в сущий кошмар! В итоге в шесть утра все уже были на ногах. Лешка пошел на гору запускать Диму, и у них получился весьма ранний старт, примерно в 8 часов утра. Солнца еще нет, но очень светло, тихо, чуть прохладно и в чистейшем небе симпатичный Виталиков “Командор” – идиллия. После посадки неугомонный Дима побежал самозапускаться, а остальные сели завтракать. Дело близилось к 10, а этот старт по сути для нас был пристрелкой, поэтому смотрели очень внимательно. Уже пошел прогрев, и Диму весьма прилично качало на пузырях. Решили что пора идти на гору, и дожидаться господина термика на старте. Я, Лешка и Виталик поползли вверх, остальные остались помогать Максиму собирать мотор. Виталик нам здорово помог, избавив от необходимости тянуть время на старте – он просто взял и разложился первым. Вообще, для него это очень характерный поступок, он не гадает, получится или нет, а берет и пробует. Итак, чуть за полдень, Виталик стартует. Что будет? Мы с Лешкой смотрим, не шевелимся и даже не дышим! Первые 200 метров по горизонту были очень ровные, практически без снижения, а вот потом! Потом пошел подъем. Секунда, вторая, третья, пятая, десятая... Раскачиваясь по тангажу, бирюзовый “Командор” упорно лез вверх. "Ушел!", восторженно выдохнули мы и бросились распаковываться свои крылья, временами поглядывая на Виталика. Вот тут-то “ПараАвис” и показал свое преимущество перед "AvaSport" – пока Лешка возился со своими пряжками, я уже был в подвеске. Мой старт получился всего минут на пять позже Виталика, Эхо следом за мной. Конечно, мы очень старались выпарить, но потока уже не было, и нам пришлось подсесть на половине склона. Скорее всего, Виталик стартовал в уже сошедший пузырь, и держался на его остатках, чего уж о нас говорить. Позже, обсуждая первый Виталиков термический полет, мы недоумевали, почему он так рано ушел на посадку, а не стал искать новый подъем или дожидаться следующего. На что получили ответ, что, мол, я чего ждал, то и получил, причем в полной мере, для первого раза хватит... Мудрые слова, но их особенный смысл будет особенно понят позднее. Вообще-то, на Атке подниматься на старт не очень тяжело, но это когда параплан в рюкзаке. Несогласны? А попробуйте на гору нести бесформенную кучу в руках, с болтающейся сзади подвесной системой, норовящей наподдать под коленки! Жара! Хочется все бросить вот прямо как есть на горе и налегке отправиться в лагерь. А еще местные дети увязались, из них вопросы так и сыплются, а я дыхание сбиваю! После подъема долго отдыхаем, ждем пока не уймется дрожь в руках и ногах. Отдых отдыхом, но и за метеообстановкой на горе следим: как часто ветер меняется по силе и направлению, становится ли при этом воздух теплее или холоднее. Короче, каждый, подбирает себе возможное сочетание условий для старта. Опять лезу первым. Выждав момент, наиболее отвечающий моим поднимаю крыло, разворачиваюсь и получаю асимметрию справа на 40%, которая тут же с хлопком расправляется сама, подбросив меня в воздух. Итак, вперед, на пупырь, к месту предполагаемого схода потока теплого воздуха. Пупырем прозвали маленькую вершинку, что на половине склона. Уже не помню, как все было, но вверх потащило сразу. Леша стартует за мной буквально через минуту, и с аналогичным приключением на старте. Так как мой напарник тогда летал еще без прибора, по радиостанции озвучиваю показания высотомера. Да и на земле остались далеко не безучастные зрители. Смею предположить, что в тот полет в воздухе мы находились не вдвоем, а втроем – Димина рвущаяся к полетам душа резвилась где-то между нами (в отличии от довольного Виталикова тела, наворачивающего кашу с тушенкой). Так вот, тот поток, что подхватил нас от старта, был всего-навсего жалкой прелюдией, лестницей, по которой мы попали в ПОТОК, основание которого расположилось от подножия сопки до придорожного кафе. Легко преодолели отметку в 400 метров от нашего базового лагеря. С высотой напряжение растет, моя цель – 600 метров. Да, возможно это не правильно, да, я знаю, что большинство из нас летает для удовольствия, но я помню, что прошлогодние полеты на Атку закончились на отметке 560 метров. Так что нам на 600 и выше. Ближе к центру потока (или к тому месту, которое считал центром) скороподъемность была около плюс 4, голова крутилась просто волчком: ведь надо следить за воздухом, чтобы нечаянно не столкнуться с Лешкой, и за землей, чтобы прикидывать величину и направление сноса. Только представьте, чем занят в воздухе пилот – осмотрел крыло, потом кругом и нашел напарника, оценил расстояние до него и его скорости относительно себя, поискал в небе птиц, опять крыло, осмотрел землю под собой и прикинул, куда сносит поток и где будешь на следующем витке. А где-то на 500-х метров я получил сложение на правую консоль (почему-то все асимметрии, у меня на правой консоли!), было нестрашно, даже воспринялось как должное. Так что момент перехода через заветный рубеж я пропустил. Все остальное уже неважно – поездка оправдана! Крайние витки делаем где-то за свалкой. Похоже, это мой предел, дальше не могу, высота 957 метров над лагерем, Лешка выше, интересно, есть у него километр или нет? Наверное есть. Очень интересно, какими мы видимся из лагеря. Сопки, под которыми расположен поселок и которые со старта казался высоченной и неприступной грядой, отсюда кажутся мелкой россыпью холмов. В такой ситуации человеческий глаз являет собой совершенно бесполезный инструмент! В восторге он мечется по всему пейзажу, пытаясь ухватить всю картину сразу, в результате не останавливаясь ни на чем. Фотоаппарат куда надежнее, вот только прыгающий параплан не дает отвлечься для снимка. Вот вам мой совет: заставляйте себя рассматривать одну-две точки на земле – лучше хорошо запомнить чуть-чуть, чем попытаться осмотреть все и не запомнить ничего! Ну что, куда летим? Вон та уютная долинка нравится? Отлично, значит, туда и держим путь! Ничего не далеко, чем я не воздушное судно, да еще на такой высоте. Мне все по плечу. И по крылу... Оказывается, если я и судно, то уж никак не воздушное – встречный ветер съедает высоту, практически не позволяя двигаться вперед. А если назад? Нет, очень рискованно, там дорога идет в очень длинном лесистом распадке и только за ним вновь продолжаются поля, а если до них не дойдем? Это сейчас понятно, что с таким запасом высоты и с попутным ветром силой примерно 6-8 м/с, мы могли пролететь минимум километров 10-12! А тогда мы стали пробиваться вперед, на юг, в сторону дома. Лешка смог дойти до нефтебаков, там долина сужается, и он просто встал во встречном ветре, я же вернулся еще раньше. Прокладывать маршруты в таких условиях нам еще предстоит научиться. Пока мы увлеченно порхали в поднебесье, воображая себя могучими воздушными судами, бороздящими просторы Аткинской долины, Максим несколько раз попытался стартовать, сложил мотор и начать подниматься на старт в классическом, безмоторном варианте. С ним увязалась пара ребят из поселка, наши же давнишние попутчики все еще крутились на вершине сопки. От момента взлета прошло всего минут 20, но это были необычайно насыщенные и результативные минуты, поэтому казалось, что полет длится минимум час. С воздуха занялись исследованием долины на предмет наличия в ней дежурных потоков. Летали над поселком, над нашим лагерем, над стартом и чуть за него. Не летали только в чашу, что слева от старта. Колдун в лагере все серьезные порывы показывал именно в нее, и я просто побоялся, что там может быть сильная турбулентность. Вероятно, Лешка думал примерно также, потому что и он чашу облетал стороной. Высота менялась, то опускаясь до 300, то поднимаясь до 700, выше больше не было. Дважды подумывал садиться, так как задача максимум было выполнена, а еще речь шла о переезде в другую долину, километров на 10 ближе к городу (именно в эту долину Лешка не смог пробиться с воздуха). Максим завершил подъем и принялся готовиться к старту. К тому моменту на сопке уже крутилось человек пять-шесть местных подростков и мужчина с фотоаппаратом. Ветер менял направление настолько часто (вплоть до обратного), что крыло, даже с помощью зрителей, не успевали разворачивать: сила же его колебалась от полного штиля, до сильных и резких порывов. Предлагаю подсесть на старт, размяться и еще чуть полетать с посадкой уже в лагере. К тому же Максим без радиостанции, и надо с ним договориться о переезде. Лешка как-то ловко и быстро подсел на нижний старт, а у меня все не получалось –только чуть снижусь, как тут же выбрасывает вверх. Да еще и поток рваный – тут и динамик, и струи теплого воздуха, и вдобавок турбулентность от деревьев. Еще раз посещает мысль сесть в лагере, уже минут 40 прошло, давно налетался. Забираю поближе к вершине и примеряюсь сложить уши, но тут невидимый помощник берет дело в свои руки. Точнее полдела (хм! А может у него рука одна?)! Хрясь, асимметрия на правой консоли, параплан делает резкий косой клевок в сторону сложения. Чуть валю весом, чуть пытаюсь удержать направление и чуть прокачать крыло. Всего по чуть-чуть. Высоты тоже было чуть, всего метров 10, и не хватило мне что бы выйти тоже чуть... Путь до земли оказался необычайно быстрым. Успеваю подумать "Блин, лицом в склон! Нет вроде боком! Доворачивает! Нет, лицом нельзя, это же конец!" – и, честно говоря, последнее, что успел подумать "П...ц!". Сжался, это помню – знал, что ничего нельзя выставлять, а вот в какой момент клеванты бросил, не помню. Удар пришелся вскользь, подбросило и перевернуло, так что второй удар о землю был головой, ногами вверх; крыло тащило, поэтому потом был еще оборот. Замер. Лежу, не шевелюсь – не понятно, сознание вроде не терял, острой боли нет. Значит, или онемело, или повредил позвоночник. Ладно, на старте полно людей, сейчас разберемся, главное не торопиться. В поле зрения вплывает Максим. "Жив?". Моргаю. Потом появляется Лешка. Как сейчас помню: черный шлем блестит на солнце, лицо серое и два огромных испуганных глаза – пока он ко мне бежал, поди всякого передумал... Местные ребята, минуту назад буквально грезившие о небе, летать расхотели мгновенно! Наши действовали четко – аккуратно раздели, всего осмотрели, неполадок не нашли и положили отлеживаться. Потом сами упаковали имущество, и собрались нести меня вниз, но я к тому моменту вполне оклемался, и запротестовал, настоял спускаться сам. По пути встретили Виталика с аптечкой – он все это видел в бинокль из лагеря (бывают же совпадения) и тут же примчался. Интересно, не увиденное ли мое падение стало причиной его охлаждения к полетам? Экспедицию, конечно, пришлось свернуть и срочно ехать в город. Не буду описывать последующие медицинские мероприятия, многие наши пилоты о них знают не понаслышке. Уже поставив джип в гараж и привезя меня домой, Лешка в шутку обозвал меня симулянтом. Верно сказал, шуму было много, а отделался совсем легко – ушиб руки, легкое сотрясение и порванный параплан. Вариометр оценил трюк по высшему баллу – минус 9.8. Скорость свободного падения... Конечно, эта предпосылка к летному происшествию не осталась без вывода – как это не прискорбно, но на “Стайере” с недогрузом и в таком техническом состоянии летать нельзя! Отличное крылышко, и даже в таком потрепанном виде весьма быстрое и парючее, но требует замены строп и растолстевшего пилота. Вопросом замены крыла, решение которого было запланировано на отпуск, пришлось заниматься в срочном порядке. Навалились буквально всем миром – семья Онтарио помогла законтачить с Шеленковым, а чета Эхов переправило покупку в Магадан. И спустя 12 дней после падения, на Нюкле, через 3 часа после получения посылки я опробовал свое новое крыло – “Ozone Vibe”. Первое впечатление – не понравилось. Говорят же, что первое впечатление, самое верное. Я к крылу привык, нашел плюсы и постарался понять и принять минусы, но общее впечатление осталось неизменным – после “Стайера” крыло не впечатляет, оно слишком правильное, без индивидуальности. Медленный и спокойный аппарат, очень живой в отклике на клеванту и абсолютно безразличный к работе весом. Его стихия – узкие потоки в штилевой атмосфере (если такое бывает). Новое крыло, есть новое, надо привыкать и изучать, поэтому пришлось поездить в Нагаево и на Нюклю. С погодой особенно не фартило, ветер чаще был сильный, меня мгновенно выбрасывало вверх, где и висел как луна в небе – ни вперед, ни назад. Один раз даже пришлось садиться на футбольное поле в Нагаево. Ладно, с крылом примерно понятно, остальные тонкости пойму на регулярных полетах, айда на перевал! Кто едет? Нет, Дима, ты понятно, что едешь, а кто еще? Никого, ну и ладно, поехали вдвоем. Долго сидели внизу – то мне ветер кажется сильным, то направление кажется восточным... Дима – молодец, спасибо, что уговорил подняться. На старте картина просто идеальная – легкий встречный ветерок, два часа пополудни и чистейшее небо в белоснежных барашках. Так я и тут чуть все не испортил – настолько долго собирался и загорал, будучи уверенный, что погода не изменится, что дождался штиля! Обговариваем Димин маршрут и ждем порыва для старта. Дима всегда хорошо стартует, но во всей красе (и во всей мощи) он блистает только на этом склоне! Хруст веток, комья дерна из под ног, и живая ракета класса "Грешная земля – Заоблачные дали" уносится выполнять полетное задание. Полет выглядит очень многообещающе: подъем начался от склона, много мощных пузырей, следующих буквально один за другим, на мой взгляд достаточно широких для обработки. Но Дима еще только учиться с ними обращаться, и по заданию ему надо определить, с какой стороны от него поток, и постараться успеть в нем притормозить. Вначале он просто не успевает сообразить, как поток выбрасывает его в сторону, но на третьем пузыре уже стало получаться. Все это сделало полет очень динамичным, насыщенным и долгим. После посадки Дима готов штурмовать гору еще раз, причем "в лоб", но я прошу дождаться меня. Скажу откровенно, готовясь к старту о полете не думал и ничего от него не ждал, и вообще был готов к примерно такому же развитию событий. Он так и начался, даже показалось что менее интересно, чем у Димы, но я старательно и в меру своих сил обрабатывал попадавшиеся плюсы. В какой-то момент уже смерился с поражением и стал готовиться к посадке, как тут пришел ОН! Короткая, бурная схватка, показавшаяся одним мгновением, и у меня прирост высоты в несколько сотен метров. Дима меня даже из виду потерял – вот только был перед глазами, отвернулся положить крыло в рюкзак, поворачивается в мою сторону, а найти не может! Прошу его припрятать крыло и сходить за машиной, а сам отправляюсь в сторону города, параллельно дороге, но чуть в стороне. Переход получился очень неважный, все время минус 2. А еще смущало то обстоятельство, что высота была выставлена относительно обычного места для Арманского перевала – автостоянки, и, оказавшись в новой долине, совершенно не мог определить, насколько высоко над землей нахожусь. Так что на какой высоте я попал в это чудо, даже не знаю. Это был Поток! Господин Термик! Гигантских размеров и фантастического спокойствия. Я летал над всей шашлычной долиной и вс
  Нет комментариев.
Вы должны войти или зарегистрироваться для отправки комментария.
Обсудить...
< Пред.   След. >