Главная arrow Бортовой журнал (Новости) arrow Разведка на июньские
20.04.2024
Разведка на июньские
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Написал Тимофеев Андрей Александрович   
18.06.2008
Пишу краткий отчет по разведывательной экспедиции.
Опыта маловато, надеюсь остальные участники его дополнят и расширят.

День первый

Итак 12 июня около 6 вечера.
Выезжаем из города. в баке 90 литров соляры, машина утрамбована под завязку.
Состав экипажа: Леший, Сова, Щука, Конус.
Погода плохая. Но по последнему прогнозу в районе Стрелки уже хорошо.
С верой в rp5 отчаливаем.
Палатка - дождь. Карамкен - дождь. Подъезжаем к Атке, и небо светлеет, эпизодически видим в разрывах голубое небо.
Настроение поднимается по экспоненте. Прогноз не слажал.
На Атке совсем хорошо. Но мы, почему-то, едем дальше, и тут я узнаю, что на Атку мы, оказывается, не едем.
А едем в разведывательную экспедицию и куда - пока толком не ясно.
Настроение у меня повышается еще больше. На Атке я был один раз, давно, неудачно, и в общем мне не понравилось место.
Сразу предлагаю ехать на 5 км. Тальской дороги, где я во время командировки обнаружил весьма занятный пупырь, торчащий посреди перевала.
Сворачиваем на Талую. Едем. Пялимся в левую от дороги стенку, на южный ветер.
Очень интересная грядка. Тянется на 5 км, почти до перевала. Но на южный ветер. Между тем дует с запада, и пробовать ее смысла нет.
Около 20.00 добираемся до перевала. Наблюдаем одиноко торчащий пупырь.
Старты на ветер от юго-восточного до западного. Выглядит не очень привлекательно. Высота (замерено вариком) 72 м. от дороги.
Решаем пробовать. Ползем наверх и, о чудо, обнаруживаем ровный плоский старт на любое направление, размером в 2 футбольных поля. Грунт – мелкий спресованый гравий.
Старт очень комфортный. Время позднее, надеемся только на вечерний слив.
Осматриваемся, раскладываемся.
Первым уходит Леший. Наблюдаем. Термичка есть. Слегка колбасит, небольшие забросы.
Ничего толком не зацепил и сел под склоном. Вторым пошел я.

Тут небольшое лирическое отступление.

Когда начинаем раскладываться на вершине, понимаю, то мои кульбиты на Теньке даром не прошли. Организм против перспективы полета категорически протестует. Тело в мурашах, нервная дрожь, волосы шевелятся, и лететь никакого желания нет. Щелчки карабинов ситуацию нагнетают, и вот я стою готовый, но в состоянии близком к панике.
Мозгами, конечно, понимаю все, что происходит, но желания поднять крыло и попасть в потенциальное штырево нет ни малейшего.

Тем не менее, еще не приняв решения о полете, стою, нюхаю погоду, и даже на усилении ветра до 3 м/с, расправляю крыл… Как там дальше получилось незнаю.
Крыл расправил, с ходу поднял над собой, развернулся и пошел вперед. Место впереди нормально, метров 20 до склона, может хотел дойти и положить. Ничего не думал толком в этот момент, но чувствую – ветра нет, а иду на цыпочках. И тут Дима кричит – Газуй!
Щука – Руки вверх! Газанул. Выскочил над склоном. Сразу заброс метров на 10. Страшнооо.. Но вроде живой. Ничего. Летим, слегка колбасит. Проскакиваю один мелкий пузырь, второй. Слив. На высоте 30 метров над Володей поддергивает вверх, решаюсь крутить, заваливаю аппарат в крен, боюсь дышать. Промазал. Вылетел из пузыря, с небольшим снижением иду в долину, предельно тщательно отлавливаю все ходы крыла.
Высоты мало, то что попадается не обкручиваю. Страшно. Подвиг уже то, что со старта ушел . В итоге улетел метров на 400. Долго сесть не мог. Держало на 5 м.
Щука, от старта полетел на склон под юг. Вернулся, слил и сел достаточно быстро.
Сова полностью повторил мой полет и не долетел до меня несколько метров.
Причем он сел, и его тут же на ровном месте, что-то стало поднимать вверх. Задушил крыл, укладываемся.
За это время Володя уже забирается на старт, и тоже прилетает к нам, повисев для стартового запаса высоты весьма изрядно.
Вечерний слив засчитан, пакуемся, едем за перевал и на 13 км находим отличное место для лагеря. Ставим палатку, обустраиваемся. Время около полуночи и солнце садится.
Ужин, чествуем именинника Сову. Спим.

День второй.

С утра, пока заморачивались завтраком и сборами, приходим к консенсусу по поводу пупыря – неплохое место для обучения термическим полетам. Легко подниматься наверх, море посадки, превосходный большой старт на несколько направлений. Дальше нам его пробовать не очень хочется. Южную стенку которую проезжали до перевала не попробуешь – давит с запада. Принимаем решение ехать в сторону Стрелки и дальше к Омсукчану, если ничего не попадется интересного.
Едем, эпизодически останавливаемся оценить места и понюхать воздух. До Стрелки ничего вразумительного не находим и сворачиваем на Омсукчан. В районе 7 км. находим весьма занятный рельеф. Ветер западный, склоны сопок под юг, но несколько заворачиваются под запад, и в принципе, стартовать есть откуда. Вниз от дороги до долины около 50 м. В долине скальные проплешины, река, рощи лиственницы, в общем полный набор условий для прогрева и схода воздушных масс. Облачность 5-6 баллов, над долиной мощная кучевка.
Ползем наверх. По прибору замерили. Афигеть. Залезли в лоб на 340 м. Жарко. Находим полянку под старт, почистили от камней и веток. На один крыл хватает. Бежать от старта только в стланик.
Разложились. Долго обсуждали что к чему. Лететь никто не спешит :)
Володя (Леший) Взлетает. Взлетает с большой буквы . Сразу от старта прет его так, как я ни разу в живую не видел. Со стороны выглядит страшновато.
Походил у склона несколько секунд, отвернул в долину. Тут я отвлекся воды достать. Поднимаю глаза – у него уже около 200 м высоты над стартом. Уходит в долину, там его прёт еще бодрее, наборы +5, а рекордный в спирали +6,8 м/с.
Проходит несколько минут, Леший фиг знает где, и похоже улетает на маршрут.
Щука от нетерпенья аж подпрыгивает, стоит встегнутый, но нет ни малейшего порыва ветра, старт ограниченный, без поддувки крыл не поднимешь.
Наблюдаем погоду. Находим закономерности. Там тень, тут солнце. Пытаемя просчитать цикл.
Володи уже не видно. Улетел куда-то.
Щука взлетает. По тому же сценарию. От старта, как на скоростном лифте.
Потом правда было веселей. На второй минуте полета Слив. Такой каких я тоже еще в живую никогда не видел. И за несколько секунд он теряется под краем сопки и мы с Димой его больше не видим.
Предсмертных воплей в рации, не слышно, тем не менее, стоим, волнуемся. Из за отрога выползает Щука, уже над долиной, хватает пузырь и начинает его обкручивать.
5 минут, Щука выше старта метров на 400.
Тут прилетает Володя, и они вдвоем колбасятся над долиной.
Мы сидим наверху. Облизываемя. Над стартом висит тучка, и даже что-то капает. Тень. Потоки не сходят. Щука улетает на маршрут.
Облако сходит. У нас под стартом начинается прогрев, буквально через пару минут начинается сход потоков. Мне все так же не по себе, но так хочется к Щуке и Лешему, что на внутреннюю маету внимания не обращаю. Наблюдаем как к дороге подходит тень большого облака. Справедливо полагая, что оно сдернет нечто значимое из долинного леса, изготавливаюсь, на порыве поднимаю крыло и попрыгав по стланику взлетаю.
Поднимает от склона. Субъективно 3-4 м/с. Беру курс в долину (боюсь находиться у склона) и с набором пру туда. Над склоном около 50 м – очередной пузырь уже пытаюсь обкручивать. Делаю виток, отмечаю что Сова уже тоже в воздухе, где то на уровне старта и чешет вдоль склона. У меня запас высоты уже приличный. Отцентроваться не смог, на 3м или 4м витке вывалился. Набрал изрядно. Ухожу от склона дальше. Держу курс в долину в район где пёрло и Щуку и Лешего.
Вот там начинается веселуха. Потоки идут один за другим, поймать конкретно и отцентроваться нифига не получается-силльно толкаются. Не знаю сколько я там возился по времени. По сторонам практически не смотрел. Смотрю только в крыл. Стараюсь отлавливаю любые клевки и крены. Все таки получаю несколько небольших ассиметрий (20-30%), легкую фронталку.
Морально, как будто поправляет. Понимаю, что все контролируемо. Концентрируюсь на контроле крыла. Клеванты не бросить ни на секунду. Постоянно куда то закидывает. Отлавливаю. Очень непривычно, но все идет хорошо. Осмелел, уже пробую центровать все что подбрасывает. Удается сделать до 5 витков. И уже даже хватает времени осматриваться по сторонам.
Вижу, что болтаюсь на уровне старта. Сова же, много-много выше меня. Щуку и Лешего не вижу. Что странно. Думаю улетели куда то на пару.
Уверенности прибывает с каждым отловленным клевком. Уже целенаправленно рулю аппаратом туда куда мне надо, а не туда куда его очередной раз выправило. Уши хлопают. Летим. И тут становится как то поспокойней. Уже нормально кручу. Отвожу взгляд от крыла, слегка расслабляюсь,  оглядываюсь по сторонам…
Етить твою налево! Высоты, наверное, с километр над долиной. Сова внизу над сопкой, такой маленький синий лоскуток. Прямо передо мной облако и до кромки 100 м. Ладно.. 200 :)
АААА! Сильный многократный оргазм! Бросаю клеванту. Щупаю рукой ручку запаски, и отпускает совсем. Кайф!

В процессе кручения отметил, что против ветра колбасит не так злостно. Разворачиваюсь на восток, иду над долиной. Подо мной ЛЭП, т.е. от дороги отошел метров на 600 в сторону. Или больше. Иду против ветра на запад к Стрелке. Перехожу из потока в поток ничего не обкручивая. Отдыхаю. Субъективно высоту не теряю. Здесь наверху много спокойнее. Хотя иногда и взбадривает. Но в целом полет комфортный. Так и иду под кромками облаков. Под самую базу не поднимает, а я не выкручиваю. Вдруг засосет? :) Страшновато.
Долетаю до моста перед поворотом. Высоты море. Впереди СТрелка. Камазы на стоянке едва различимы и угадываются только блеском стеклышек.
Открывается перспектива лететь направо вдоль хребта в сторону Оротукана. Или налево, в сторону Атки.
Не знаю какое решение принимать. Рации нет. Огромный минус. Про подбор не договоришься. Куда ехать подбирать – меня наверняка не видят. Где Щука и Леший не знаю, но они улетали по ветру. В другую сторону, на Омсукчан.
И тут я понимаю что все. Сдулся. Что нет больше ни капли ни физических, ни моральных сил продолжать полет. Все-таки для первого раза многовато.
Тут прямо передо мной облачко. Прошел за него, сознательно. Нашел поток, подкрутил опять под базу (метров 100 не докрутил). Вышел на дорогу и по ветру помчался к машине.
Все страхи про посадку развеиваются. Мест для посадки с высоты видно дофигища. Раскрывшаяся панорама потрясает. Дорога, правда, узковата. С высоты все выглядит несколько по другому. Машину не вижу. Дую полным ходом. Клеванты поджал. Сливаю понемножку на ушах. Увидел машину, обрадовался. А там и меня увидели. Подлетаю, вижу уже колдун ставят. Заход на посадку «Разворотом на расчетный угол» Вышел левее дороги над долиной и со скольжением на ушах, протеревшись между двух деревцев сажусь прямо у машины.
Втыкаюсь ногами в землю. Получаю второй сильный множественный оргазм, что-то там даже орал вроде. Восторженное. В общем, полный кайф.
Все под впечатлениями. Каждый получил что хотел. Я наконец-то сделал первый по настоящему термический маршрут с возвратом километров 8 примерно. Леший крутил в спирали +7м/с. Щука летал в сливе -7 м/с и тоже слетал на несколько километров, однако там и сел, вернувшись, после, на попутке, что само по себе удивительно. 2-3 машины за день на этой трассе – обычное явление. Сова, я так понимаю, тоже первый раз по настоящему окунулся в термики. И тоже очень доволен.
Общее мнение более опытных товарищей – погода достаточно жесткая. На грани, но летать можно.

Быстро пакуемся и едем дальше. Собственно посмотреть, что там дальше, и найти место для лагеря. Попили еще чаю на речке. Жор всех пробил сильнейший. Летать уже было некогда. Нашли более-менее подходящее место для ночевки, разбили лагерь, сварганили еды. Опрокинули по 100 грамм за удачный день и завалились спать без конкретных планов на завтра.

День третий.

Проснулись на удивление поздно. Около 9 утра. Уже жарит во всю. Небо чистое, кучевы пока нет. На юге по небу раскиданы перистые облака. Как бы чего не принесло.
Варим мульти-завтрак. На первое греченевый суп с тушенкой. На второе тушенка с гречкой. На третье гречневый мусс. Все из одной кастрюли.
Сворачиваем лагерь. Между делом, Щука убалтывает двигать на перевал Жаркий, благо тут рядом. 40 километров всего. Бодро пакуемся и выдвигаемся. На Жаркий мне особо не хочется. Перевал выглядит довольно страшно и сопка на которой предполагается летать гладкая, черная (сланцы), полностью лишена растительности. Списываю свои страхи на «Тенькинский синдром» :)
Приезжаем на перевал. Ставим колдун и долго осматриваемся. Откуда ветер – непонятно. Метео ветра почти нет. Кучева стоит (облачность 3-4 балла), долинный ветер – запад, колдун висит как у дедушки и показывает то юг, то север. В общем ситуация не определена. Загружаем спины и ползем наверх. Комаров – тучи. Шизанутые. Чем они питаются в этом диком, пустынном месте для меня загадка, но сам видел, что камазистов не трогают. Да. Там еще по перевалу ЛЭП идет 100 киловольт. Жужжит. И по хорошему от старта над ней надо пролетать. Как-то стремновато.
Заползаем на полсклона. Поверхность сплошь каменистая. Разложиться негде. Нашлось более менее подходящее место на гребне отрога по которому ползли. Леший раскладывается. Непонятки по ветру остаются. Дует то с севера, то с юго-запада. Долго ходим, думаем, ждем. Ничего не меняется и Леший стартует на южную сторону (к дороге).
Долго шкрябался по склону, уходил в долину, местами что-то выкручивал восьмерками, но тут же сливал. Улетел, в итоге, далеко. Несколько раз теряли его из виду за отрогами. По рации особо не дергали. Видно было, что штырит и отвечать ему, скорее всего, недосуг.
Сел он далеко, благополучно, и запросил подбор. Я спустился, съездил за ним,а пока мотались, Сова залез еще повыше по отрогу, Щука уже сидит на самом верху сопки и призывно машет.
Я бы назвал этот день – «День непоняток» мы еще долго ползали по отрогу, потом Сова полетел на северный ветер в ложку, вывалился из потока, перемахнул зачем-то на южный склон, и на дороге сел. Пошел сам. Я залез к Щуке, Леший остался внизу, но потом тоже пришел к нам. И место такое. Страшно лететь. Не понятно куда. И как. Метео ветер оказался северный, что полностью нарушило все планы. Нам нужен был от юга до запада.
Но! У меня с собой случайно оказался рулон туалетной бумаги.
И такая забава пошла. Рвем ее на клочки и угадываем термики. Прикольно. Часа 2 их обозначивали, почти весь рулон извели. А апофеозом была вскрышка мега термика, в который улетела кипа бумажек, плюс он собрал все что было раскидано ранее и огромное бумажное облако величаво полетело в небо. Засранцы…
Тут возникает идея. Брать на борт пачку выдергивающихся салфеток ярких цветов. И эпизодически в полете их сбрасывать. Даже если ты потерял поток, по ярким бумажкам его можно будет легко найти. Да и соседям все видно.
Тем временем ветер конкретно усилился, выровнялся на строго северный.
В принципе, можно лететь и на северный. Я собираюсь, народ осторожно отговаривает. Хотя ничего конкретного сказать не могут на тему – «Лететь не надо потому-что…»
Тщательно готовлюсь. Остаточный кипишь во мне все еще присутствует. Стартую на сторону обратную от дороги (север)
План был таков – в ложке в термодинамике выкрутить сколько можно. И с запасом высоты уходить в южную долину (перелетать на сторону дороги) А дальше по хребтам куда получится. Леший рацию свою мне повесил, на всякий случай.
Оценил местность, все рассчитал, прицелился. Ну идеальный полет :). С первых же секунд план летит ко всем чертям, потому что меня буквально выстреливает вверх, компенсирую все что там получилось, на клевке вываливаюсь из ложки и, куда деваться, ухожу влево вдоль пологого склона. Там не держит совсем. Хорошая турбулентность. Короче, опять борьба за жизнь на предельно малых высотах. Мне это быстро надоело, я отошел подальше от склона, там поспокойней, и вроде поддержка какая-то есть. Долго пер вдоль хребта, высоты так и не набрал. Развернуться на 180 тоже не решился – уже было мало высоты, рядом контрсклон. Я сложил уши и сел на склон своего хребта.
Мерзкая каменная осыпь – это его структура.
По рации идут какие-то комменты, поднимаю голову – вижу по моим следам летит Щука.
Полет фактически в таком же режиме, но он уходит на следующий хребет, долго пытается на нем выжить залетает за него и больше мне не виден. ПО связи докладывается, что все в порядке.
Кое-как сложил аппарат, упаковался на долгий путь и полез к сотоварищам. Очень тяжелый подъем. Делаешь шаг вверх – съезжаешь на 2 шага назад. По диагонали идти вообще не возможно. Комары заедают, даже куртку одел, но так совсем невмоготу. Жара.
Выполз на гребень, там уже легче. Пришел чуть раньше Щуки.
Сидим, думаем что делать, я отдышался. Жрать охота – спасу нет. Причем всем.
В кокпитах нашлась одна шоколадка и сникерс. У меня от балласта осталось полбутылки воды.
Пошли к снежнику. Изобрели парапланерный суп. Рецепт таков: полбутылки речной воды смешать с равным количеством снега, покрошить шоколад и батончик, взболтать, употреблять охлажденным.
Таким образом отобедали, в снегу помылись, и поперли вниз. Загрузили машину. Перспектив никаких, Дальше ехать далеко, решили возвращаться на Тальскую дорогу, долетать пупырь, и попробовать полетать на южной гряде у дороги под северный ветер.
Вяло (устали страшно) добрались до пупыря. Время около 9 вечера. Стоим у пупыря – и решаемся на вечерний слив.
Разгружаемся.
Тут несется крузер, тормозит около нас – Ура! Это второй экспедиционный экипаж, который едет с озера Гранд. Быстро договариваемся, что подъедем к ним на озеро Голубое, они уезжают, а мы галопом, втроем, несемся на пупырь.
Щука остается доедать колбасу.
Полный штиль, лупит солнце, кучева молодая и веселая – все идет к тому, что может даже и не баллистик получится. Залетаем на стадион, раскладываемся и… Как дунуло с юга. До 12 м/с. Сидим наверху слегка офигевшие. Мерзнем. Что это такое – совершенно не понятно. И когда закончится, тоже непонятно. Посидели полчаса, и навьючившись помчались галопом вниз, полагая, что Щука всю колбасу еще не съел.
Вот что занятно. Мы с Совой реально неслись на перегонки с рюкзаками за спиной, и усталости почему то не чувствовалось. Вот, что вера в колбасу, животворящая, с человеком делает :). Шучу.

Тут ключевой момент по 4 дню.
В 5 километрах от нас уже подготовленная под лагерь площадка. Озеро Голубое в 20 километрах. Там нас вроде ждут Володя Будилов и Петрицкий Виталий (Остальные пилоты из их экипажа поехать не смогли), с ними 2 девушки и родители, и мы уже договорились, что подъедем, и, в общем сомненья и терзанья – решаем ехать в гости.
Едем. Это было очень правильное решение.

Я про озеро Голубое думал, что это другое озеро, о, как заблуждался.
Нашли на нужном километре поворот. Удивительной красоты зрелище представилось взору. Редкие высокие лиственницы по берегам. Озеро неглубокое, дно из плоских, как будто специально выложенных камней. И все это заключено в чашу из сопок. И закат.
Обнаружили наших товарищей, подъехали. Тут уже стол накрыт и наливают. У нас с собой еще, что то оставалось с мандариновым привкусом. За стол. И так душевно все пошло, что мы с Совой уже готовы были на ближайшую сопку лезть за вечерним сливом, но, почему-то, не полезли.
Разбили палатку и около часа ночи завалились спать. Я долго грузил народ рассказами про нечисть (из своего опыта), а потом, когда заметил, что всех их усыпил, и сам легко и непринужденно отключился.

День четвертый.
Утром проснулся первым. Около 7 утра. Солнце уже лупит вовсю, в палатке тепло, народ сопит. Выполз из палатки, благодать неописуемая. Пошёл к озеру, ногой его потыкал, субъективно вода градусов на 15 тянет. Разогнался пока бежалось, с размаху в воду прыгнул.. Красота. Сразу окончательно проснулся. Вылез и не холодно совсем. Обсох – пошел пинать народ.
С вечера планы были облетать сопки вокруг озера. Там на любой ветер получается. Еще мысль возникла, что в этом месте идеально делать СИВ курсы. Долететь до серединки можно, пожалуй, с любой сопки.
Однако, дело идет к 11 часам, неспешно сворачиваем лагерь, готовим еду, завтракаем, а небо чистое. Порой из-за сопки выглядывает краешек кучевки.
Щука начинает продвигать идеи про погодные долговременные циклы, и дескать, сегодня 5й день после дождей и стоят голубые термики (а может это ночью было?).
Так или иначе, погоды невидно. Решаем выезжать в сторону пупыря, и в конце концов его облетать. Плюс в перспективе южная стенка, а если ветер северный – северная.
Второй экипаж в этот момент, только приходит в состояние стояния после сна, а мы уже готовы. Решаем ехать на перевал, а они к нам после присоединятся.
Выезжаем на дорогу и видим в районе Талой чудесную кучевку. Едем в поселеок, чтобы сориентироваться на месте. У моста останавливаемся. Оцениваем ситуацию. Сразу привлекает внимание сопка нависающая над поселком, на самом верху здание. Мне еще в командировке объяснили, что это бывшая водоподъемная станция и туда есть дорога.
У местной жительницы выясняем как попасть на верх и едем.
Дорога действительно обнаруживается, весьма приличного качества, местами крутовата, но пройдет любая машина. По сырой, полагаю, только WD.
Наверху достаточно плоско, молодые лиственницы, есть несколько площадок, но склоны сплошь заросли стлаником. Поползали по краям, в принципе есть площадка для старта.
Забегу вперед, чтобы сообщить, что ветер в этом месте значения не имеет. Лишь бы не было сильного обратного. Сопка это лебедка, с которой появляется возможность долететь до поля. Но мы пока этого не знаем. А так, оцениваем подходящие для старта направления от юго-востока до севера. Причем на север и юго-запад совсем красиво, под прямой ветер.
Пока суть да дело, осматриваемся, приводим открывшуюся взору местность к соответствию с картой, видим перспективы маршрутов на дальность и треугольников (больших и маленьких). Место красивое, приятное и все уже воодушевлены. Дело за малым, нужно кого-то сбросить на разведку.
Имеем веревку в 25 метров, и отцепку. Принимаем решение по верхней площадке забуксировать втроем мышечной тягой Сову, чтобы он мог проскочить над стлаником на склон. На связь очень вовремя выходит 2й экипаж. Они уже на подходе. Даем им указание ждать внизу разведчика, а сами со второй попытки затягиваем Сову, он отцепляется и благополучно улетает на склон.
Я тут сильно расписывать его полет не буду. Опыта, понятно, у всех мало. В общем Сова, как бы помягче… Допустил ряд ошибок, и не использовав хорошие ситуации сел на поле.
Пока он складывается и его подбирают, уже готов к старту Щука.
По Диминому полету было видно, что термичка присутствует, штырева в злостном виде не наблюдается и в целом все хорошо.
Щука стартует уже сам, поскольку отцепка улетела. Вырисовывается тропинка, по которой можно бежать между стланика до склона. Методика старта тоже обозначилась.
Тут слово ему бы конечно дать, летал он далеко и очень высоко, пару раз мне пришлось сильно напрягаться, чтоб отыскать его под облаками.
Собаки в Талой ничем не отличаются от собак в Нагаево, кстати. Лай стоял на всю округу.
Стартует Володя. С переменным успехом ходит у склона и ищет потоки. В итоге посадка на полсклона. Ползет наверх. Я уже разложен, готов стартовать жду порыва, когда на гору заезжает 2-й экипаж. Я стартую, довольно удачно обскакиваю стланик, и по Вовкиному примеру ползаю у склона, пытаясь нащупать поток. Потоки есть, пару раз крутанул, вывалился. Склон рядом, и дальше крутить опасно. Отворачиваю в долину. Там еще раз понемногу покрутил, не очень получается – все время теряю потоки. Ну и деваться мне уже особо некуда – иду на посадку в поле. Вот тут самое интересное. Поле, а на деле оказалось болото (почти сухое) принимать меня на посадку никак не хочет. Вдоль него стоят столбы с проводами, я иду в аккурат на их уровне, и снижаться не собираюсь – это при сложенных то ушах! В итоге поле пролетел насквозь, втулился между двумя деревьями, перелетел на следующее и уже там сел.
Щука тем временем гоняет под облаками. Завидно, но ничего – мы свое возьмем еще.
Почему-то больше никто не летит. Кажется странным. Я как можно быстрее сворачиваюсь. Мошкары налетело, комаров.. Тучи. Жрут по полной программе. Неприятно.
Щука налетался, ходит над стартом, потом идет в мою сторону, пытается сесть. Его штырит вверх. Тоже улетел в итоге фиг знает куда, но скоро пришел. Обсуждаем ситуацию.
Поле. Слева лес, на углу поля под ветер триггер (небольшое здание), дальше за ними под сопкой еще один чудесный триггер – небольшой пупырек.
Болотце само по себе очень мягкое. Многослойное, если так можно сказать, покрытие. Прогрето очень хорошо.
Прикидываем, что над этими полями термик должен стоять непрерывно. И эпизодически должны с триггеров сходить пузыри.
Щука матерится, что он, дурак, сел сюда а не на старт, потому, что уже налетался по самое нехочу, летать больше не будет, но сев на старт мог бы обеспечить подбор.
Я понятное дело лезу наверх. Щука, таки, полез со мной. Тропинка на сопку весьма комфортная. С парой перерывов залезли.
Пару раз видим неудачные старты Будилова, но больше никто не летит.
Залезли. Выкладываем свои соображения.
А не летали, потому что наверху все это время сильно дуло. И только сейчас, как раз, стихло.
Улетает Леший, опять, почему-то пасется у склона, ничего не находит и садится в поле у дороги. Улетает Витя, очень удачно втыкается в потоки, но почти не обрабатывает их и так по прямой, улетает черт знает куда, попадает в слив и садится.
Ухожу я. Забил на склон, забил на пузыри – топаю прямо к будке, которая гипотетический триггер. Над пупырем только крутанул пару оборотов, с запасом высоты около 100 метров пришел на поле. Вот тут оттянулся по полной программе.
Крутил 10 влево, потом 10 вправо, набирал до старта, сливался обратно, снижался ниже проводов, и опять выкручивался. В общем школа суперская. И центроваться научился, и наконец таки понял, какой это кайф, стоять в устойчивой термической спирали. Крыло стабильное, натянуто, почти не колбасится, только внешнее ухо поправляй клевантой и всех забот. Вот только голова начинает кружиться.
Я особо не усердствовал по наборам. Задача стояла другая. И как только начинал чувствовать, что поплыл, бросал этот пузырь, тут же брал другой и крутил в другую сторону. Очень понравилось. Подустал, обнаглел, совсем расслабился, за что и был наказан. С очередных 15 метров уйти не удалось. Не свезло. Сел. Но очень этим полетом доволен. Следует учесть еще тот факт, что я летаю без прибора. Так, что успех несомненный.
Вижу стартует Сова. Но ему уже не повезло. Я отлетал последние куски хорошей погоды, а ему пришлось пробиваться через сильный ветер, и фактически это был слет, с поддержкой. С его слов. Были сомнения, что он вообще до дороги дотянет, но внизу был почти штиль, и от пупыря до поля он проскочил весьма комфортно.
На этом наши полеты закончились. Было уже около 7 часов вечера, предполагалось, что нужно еще заскочить на Гранд или еще куда-нибудь. Мы запаковались и поехали в сторону дома.

Местное население было в восторге, человек который приехал на машине, чтобы завести нас наверх, сообщил, что шеи завтра будут болеть у всех тальцев. Рассказал много интересного, дал свою контактную информацию и обещал, что в следующий раз будет у нас и завоз и подбор без всяких вопросов.

Несмотря на то, что толком мне полетать в этом месте не удалось, как впрочем и всем остальным (кроме Щуки), место мне очень понравилось.
Заезд на старт, поселок под боком, санаторий, почта, интернет, магазины, есть где встать лагерем, медицина, бассейн с минеральной водой, и сама минеральная вода. Все условия для цивилизованных полетов. Местность тоже позволяет летать далеко и высоко. Но конечно же все это надо разлетывать и не один и не два раза, чтобы убедится окончательно в этом первичном положительном заключении.

В любом случае, хотя и нужно ехать лишних 80 км, полагаю что Атка, как парадром, не выдерживает с Талой никакого сравнения.

Ну и на последок, пара заметок, которые, впрочем, всем должны быть понятны и известны:
1. Запаска обязательна. И без запаски в термическую погоду лезть – самоубийство.
2. Рация очень сильно обязательна. Вплоть до отстранения от полетов. Хотя, если не летать на маршрут, а колбасится над стартом – может и допустимо?
3. Если нет приборов, то хоть какое-то средство документирования (фото/видео) своих достижений иметь крайне необходимо. Самим же потом обидно будет.
4. Еды много бывает.
5. Шапку брать надо даже если жара. На горках дует прилично.
6. Крыло грузится по верхней вилке :). Я честно, устал от постоянных подскладываний и хлопанья ушами. Даже с 3х литровым балластом и запаской я едва доползаю до середины вилки. Плохо. Думаю о смене крыла.
7. Ну и по своему опыту. Если вы попали в сильную задницу – возможно впоследствии вам некоторое время будет страшно летать. Это лечится. Довольно быстро. Новыми полетами, новыми успехами, открытиями и достижениями. Проверено на себе.
8. И самое, пожалуй главное. 1 час налета Там, приравниваю к 3м годам налета в условиях Нагаево/Нюкли. По критериям количества получаемого опыта в еденицу времени. Нюкля и Нагаево при постоянном применении становятся даже опасными местами, потому что расслабляют, позволяя делать то, что в термическую погоду делать категорически противопоказано. Практически никак не возможно в условиях мягкого бриза плотно влетаться в крыло. Везде спокойный ламинарный поток. Не колбасит, не подскладывает. Ну изредка ухо хлопнет. И в итоге пилот обрастает мышечной, рефлекторной памятью, которая потом, в сильных условиях, заставляет уходить от склона на затянутых клевантах, хотя мозгами и всем понимаешь, что надо отпустить крыло. ПИлот не умеет гасить постянно идущие колебания. Особенно непривычны косые клевки. Ну и много еще моментов которые надо просто почуствовать, чтобы понять колосальную разницу полетов на бризе и в термичке. Я считаю, что мое обучение парапланеризму по настоящему началось только в эту поездку. Все, что было до того - детский сад. Нет - ясли, в которых малыши учаться ходить.
Вот так.





  Нет комментариев.
Вы должны войти или зарегистрироваться для отправки комментария.
Обсудить...
< Пред.   След. >
Весёлые картинки