Главная
13.11.2018
Экспедиция глазами Лешего
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Написал Леший   
24.06.2008

Воскресенье, 15 июня 2008 года, 23:59, я усталый вваливаюсь домой – экспедиция закончилась!

Итоги поездки? Пожалуйста! Сожжено 100 литров соляра, пройдено 900 км, реально разлетано два новых места, съедено 4 доширака, 9 банок тушенки, 1 сгущенки и выпито литр водки и два литра вина (на всех!). А также нанесен визит вежливости перевалу Жаркий и найдено приличное место для учлетов. Но давайте обо всем по порядку!

Весьма тяжело определиться, с чего начать! Пожалуй, это будет июньское собрание. Результатом заседания стало 16 фамилий, так или иначе выразивших желание выехать из города на большие выходные. По результатам же опроса 10 июня, список сократился вдвое. Намечается следующий план: 12 числа выезжает первая машина с экипажем в 5 человек, на следующий день к ней присоединяется второй автомобиль с 3 пилотами на борту. В первом экипаже едут Сова, Леший, Конус и Щука. Место пятого пока под вопросом. Во второй машине Чарли, Альф и Витя. Но есть во всем этом плане одно большое НО! Его величество ПРОГНОЗ, обещающий весьма сильные осадки, причем именно в тех районах, куда мы намечали выехать! Было у меня сильное ощущение, что прогноз врет, поэтому принимаем решение 12-го в обед позвонить в Тальский дом отдыха, чтобы узнать, какая у них погода по факту, а там или ехать вечером или отбиваться на утро 13-го. Почему Тальский дом отдыха? Мы решили, что это единственное место из тех краев, чей телефон нам реально раздобыть через справочную.

Утро 12-го проходит в подготовке машины. Дело затягивается, поэтому из гаража мы с Совой приезжаем только в трем часам. Варим пельмени и смотрим прогноз. Димка прыгает и кричит свою коронную фразу: «Блин! Мы все пропустили!». Rp5.ru убрал ложь из прогноза и показал весьма приличную погоду. Успокаиваемся, едим пельмени и обзваниваем остальных членов экипажа. Пятого мы так и не смогли найти, и, как оказалось, нам его и сажать-то не куда было! Удивительно, но большая пятидверная машина взяла точно такой же груз, как более мелкая трехдверка, разве что добавил комфорта задним пассажирам. Итак, в 17.00 начинаю собирать членов экспедиции и, по плану, еще через час отбываем.

Тут бы хотелось сделать отступление. Я бы даже сказал лирическое отступление. Весьма поразил Щука. Вот честно говорю – не ждал я от него такой решимости! На мой вопрос едет ли он, он однозначно сказал «Да!». Сова тот никогда не колеблется – «Конечно, едем!». Конус тоже был за поездку, так что экипаж был весьма позитивно настроен. К чему я все это? А к тому, что в 17.00 пошел дождь! Признаться, меня он не смутил – во-первых, это соответствовало прогнозу, а, во-вторых, далеко не первый раз мы отправляемся на трассу на полеты.

Дождь пытался смутить нас до перевала Яблоневый, и еще до Атки оплакивал свою неудачу. А впереди было все светлее и светлее…

Соблюдая договоренность, сразу заворачиваем на Тальскую трассу. Время в районе 23 часов, надо искать место для лагеря. По плану завтра у нас район тальского перевала, но встать лагерем прямо на перевале мешает сильный ветер. Съезжаем чуть с перевала, находим малоприметную тропинку и, загнав машину в кусты, принимаемся за бивуак. Едим, кричим здравницы Сове, у которого сегодня день рождения, и болтаем. Белые ночи сбивают с толку, поэтому спать отправляемся после двух часов ночи. Ночью всем показалось, что по палатке стучал дождь, но ткань и кусты были абсолютно сухими! Интересно, галлюцинации бывают групповыми? Хм, надо внимательнее следить за тем, что варят на ужин…

Итак, первый летный день. Это он по нашему плану и первый и летный, а вот у погоды на этот счет свое мнение. Облачность 9 баллов, ветер юго-западный. Заезжаем на перевал и дружно топаем на пупырь. Высота над местностью в 70 метров и его отдельностоящесть не радуют, но почему нет! Поражает вершина – насколько непритязательный был вид снизу, настолько же прекрасным он оказался с верху! Мелкий плотный округлый камень и возможность старта почти на 360 градусов. Для желающих учиться места лучше не придумаешь! Пока поднимались, ветер сменился на западный. Ждем – юг или юго-запад более предпочтительнее. Минут через 20, так и не дождавшись, стартую, делаю пару галсов и сажусь под склоном – старт открыт! Стартует Конус, у склона не задерживается, а проходит вперед, где долина понижается и, возможно, греется. Его держит! Вверх не прет, но для такой высоты, а общий перепад у него был метров 120, летает минуты 3. Быстро собираюсь и бегу еще раз. Щука отлетал еще эффективнее Конуса, но из-за того, что сел к машине, его полет показался короче. К Конусу слетел Сова и я свой второй полет завершил там же. Посетовали, что небо закрыто облаками и прогрев отсутствует, крест на месте ставить не стали, рассудив, что надо обязательно попробовать еще раз, но уже в солнышко. Шикарная стенка, сопровождающая от поворота на Талую до самого перевала требует южный ветер, а в наличии только западный. Склоны на западный ветер мы видели за Мякитом, поэтому решаем двигаться вперед.

Периодически останавливаясь для проверки ветра, двигаемся вперед. За Мякитом машину начало тянуть влево. Осматриваем колеса – так и есть! Переднее колесо характерно шипит. Все-таки бескамерная сборка колеса это просто праздник для нас, ленивых! Колесо делаем, не снимая его с машины. Пока двое занимаются машиной, остальные делают бутерброды. Солнышко припекает весьма ощутимо, мы радуемся тому, что прогноз не обманул. Сова волнуется – время к часу, а мы еще не летим! Решаем, что проезжаем до самой дальней точке путешествия, а от нее будем двигаться назад и выбирать места. Еще в Магадане, самой дальней целью было начало омсукчанской трассы, поэтому едем туда, остальные же места, что будут встречаться по пути, примечаем и проверяем на обратном пути.

По сравнению с широкой основной трассой, омсукчанская кажется узкой и более разбитой. Почти сразу за поворотом с левой стороны начинается высокая и длинная гряда. Проблема в том, что она склоном развернута на южный ветер, а у нас по-прежнему дует западный. Решаем, что можно будет попробовать стартовать чуть в распадок, и сразу же отойти от склона, чтобы не попасть в возможную турбулентность. Паркуем машину, запоминаем высоту (520 метров в абсолюте) и начинаем ползти на склон. Жарко! Поднявшись метров на 150, делаем привал. Конус, выступивший на путь борьбы со слабой загрузкой крыла, несет на себе 3 литра воды. Мы были ему настолько благодарны за это, но до старта он донес меньше двух. Мы с Совой раздеваемся до плавок и дальше идем так. Сопка, которую мы снизу оценили в 250 метров, по факту оказалась почти четырехсотметровой и поросшей стлаником (а куда без него!). Ближе к вершине начинаем искать место для старта, но это не так просто – нам надо, чтобы и растительности не было и чтобы на западный ветер было развернуто. Нашли подходящую полянку недоходя до вершины метров 40 высоты. Делаем ставки, на какой мы высоте и включаем ЖПС. Так или иначе, все сходились на том, что мы поднялись на 250-270 метров, но что будет 340, не ожидал никто! Бодро! И это за час с маленьким хвостиком! Мы с Совой, уже налегке, обходим вершину в поисках стартовой площадки получше, ничего не находим и возвращаемся к ребятам. Облачно, погода кажется переразвитой, временами срывает капли. Чистим старт от сухих веток стланика и ждем, когда солнышко появится из-за облака, чтобы подогреть наш склон. Время уже около 17.30, было бы обидно пересидеть. У меня с собой надежный Блисс, поэтому лезу стартовать первым. Высота 860 в абсолюте. Склон не позволяет стартовать в штиль, хоть метр в секунду, а все же надо. Стартую. Тянуть вверх начинает прямо со старта. Делаю один галс и закладываю спираль. Упс! Мимо! Отхожу от склона вперед, нахожу поток и в пару витков выкручиваюсь до тысячи. Осматриваю старт, чтобы узнать, кто стартует следующий, но на старте вижу только три раскрытые воронки и понимаю, что в ближайшее время стартовать никто не будет. Ну нет, так нет! Иду подножием хребта вдоль трассы в сторону Омсукчана. Скорость по прибору 32 км/ч, то есть ветер почему-то встречный (восточный), хотя в момент старта он был юго-западный! Постепенно сливаясь, прохожу около 2-х км почти до поворота трассы и разворачиваюсь назад. Скорость тут же вырастает до 42 км/ч, но высоты не хватит даже дойти до машины – я на 200 метров ниже старта. В этот момент стартует Щука, но я уже много ниже, и что с ним происходит оценить трудно. На левом углу нашего склона нахожу плюсы и пытаюсь хоть что-то набрать. Вот в этих попытках «выжить» я и нашел ЕГО! Это был не поток, а самый настоящий ПОТОК! Филей вдавило в подвеску, крыло встало почти «на нож», склон стал стремительно удаляться. Вариометр однотонно завыл. На третьем витке исхитряюсь животом оттолкнуть кокпит от себя и посмотреть на скороподъемность – плюс 6,8!!! Жирно! Но, надо признать, еще и чуть страшно – налета в этом году меньше трех часов, а тут такие плюсы! Последующее изучение трека дома показало, что в потоке мощнее +6,0 я пробыл около 40 секунд. Когда выдержка закончилась, высота уже была 1160 метров. Тщательно обходя все восходящие потоки, слетал за Щукой посмотреть, куда он собрался. Высоту он явно сливал, поэтому за ним не пошел, а вернулся к машине. Там опять тащило наверх. Над долиной достаточно низко раскинулось громадное облако, но не кучевое, и с достаточно темной подошвой. Планы облака я не знал, поэтому слегка опасался, что оно запросто может всосать. В изгибе реки кучковались какие-то озерца и над ними был иногда минус. Вот там, сложив уши, я слился и пошел на посадку на дорогу. Сели мы со Щукой практически одновременно. Он срезал дорожную петлю, воткнулся в ветер с горы (!!!) и там и сел. Пока я шел 200 метров до машины, он успел подъехать на попутке. В момент нашей посадки стартовали Конус и Сова. Димка, в основном, болтался в районе подножия, а вот Конус сразу ушел в долину и как-то незаметно весьма прилично набрал! Конечно, мы не следили за ними во все глаза, а обсуждали свои полеты и мерились цифрами на приборах, но время от времени поглядывали вверх. Минут через 15 Сова сложил уши и начал сливать высоту, а Конус продолжал болтался над долиной, только стал еще выше и ближе к основной трассе. Мы попытались прогнать Сову вслед за Андреем и он даже попытался выкрутиться вверх, но время было уже ближе к 19 часам и, ничего не найдя, он сел к нам. А Конус тем временем потихоньку продвигался к основной трассе. Сетуя на отсутствие радиостанции, мы стали прикидывать возможные варианты развития событий. Решаем быстро собраться и ехать на перекресток с основной трассой. Наш расчет строился на двух домыслах: он нас увидит и сядет там или он нас не увидит и полетит дальше, но, не удаляясь от трассы. Все оказалось много проще – дойдя до моста через Гербу Конус развернулся и большим сносом прилетел к нам. Быстро ставим колдун. Андрей сел прямо возле машины: «А-а-а! Я сделал это!». Молодец! Далеко и высоко. По нашим прикидкам там получилось 4км с возвращением и выигрыш по высоте явно больше 300 метров над стартом.

На второй заход сил ни у кого не было. Да и смысл? Все сели по своему желанию и полностью удовлетворенные, поэтому поехали искать место для лагеря. Я уже не помню, какие разговоры велись и какие доводы приводились, но доехали мы до Буюнды. Попили чай и решили, что впереди находим ручей и на нем таборимся, а раннее утро начинаем с перевала Жаркий. И опять что-то помешало нашим планам сбыться! В итоге мы заехали на перевал, убедились что вечером лететь там не интересно и поехали дальше. Лагерем встали на 76 км омсукчанской трассы, аккурат около разрушенного поселка дорожников. Дальше все как обычно: палатка, каша, разговоры, отбой в час ночи.

Утро сразу предупредило – погода может сдуться! Синее небо, высотные перья над головой и белая мутная полоса на горизонте выдавали приближающийся фронт. Прикидываем, что до вечера осадков не будет. Завтракает, собираемся и едем на перевал. Поспорили куда лезть, в итоге полезли куда ближе – сопка, вдоль которой идет дорога на перевал. Утро раннее, погода обещает быть без сюрпризов, поэтому беру Авакс. Поднимаемся метров на половину склона (на 50 выше стоянки) и находим площадку, годную для старта на южный ветер. Раскладываюсь и стартую. Примерно метров через 200-300  нахожу комфортный поток и кручусь в нем. Поток явно ведет в облако, застывшее над головой. Выкручиваю до вершины и иду дальше. Дорога идет с большем понижением, так что мой расчет строился на том, что дальше будут еще потоки, а высоты у меня и так много – перевал 960 метров над морем. Дохожу до петли полуторами километрами ниже по дороге, режу ее, разворачиваюсь на 90 градусов и попадаю во встречный ветер, силой примерно 3-4м/с. Вроде не много, но неравномерно греющиеся стены лесистого распадка дают турбулентность и не дают подъема. Расчет оказался неверным – надо было крутить выше. Разворачиваюсь назад и сажусь на дорогу. Больше никто не стартует, говорят, что на старте штиль. Через пару минут за мной съехал Конус и мы пошли еще раз. За это время Щука поднялся на самый верх, а Сова разложился чуть выше и на северное направление ветра. Оказывается, пока я летал, ветер сменился с южного на северный. Дима стартовал хорошо и во время, но, чуть не дойдя до потока, чиркнул его левой консолью, отвалился от стены, где мог быть динамик и полетел на автостоянку садиться.

На верху сопки ситуация была вообще уникальная: грелся южный склон, а ветер был северный. Мы баловались, запуская в небо туалетную бумагу. Надо дождаться, когда начинается ветер и просто подбрасывать в воздух оторванные от рулона кусочки легкой бумаги. Однажды получилось в один поток отправить сразу десяток листков, и они помчались вверх, показывая всю ширь и направление потока. Но на северную сторону лететь никто не хотел! Причем сказать, что мешало вот это и вот это нельзя, просто что-то смущало. Долго ходили, наблюдали и думали, я пытался уговорить всех ехать дальше и не терять тут время. Первым полетел Конус. Старт в лучших традициях Нагадево – руки ниже подвески, шаг прогулочный. В чаше, что перед стартом крутиться не стал, сделал пару широких галсов вдоль склона левее старта сел в километре на сыпуху. Минут через 15 стартовал Щука. В чаше его подержало, он даже выбрался чуть выше старта, после чего полетел проверять соседний отрожек, на котором и сел. Вообще, возникало ощущение, что ветер был только у нас на старте, в остальных местах не более чем потяжка. Пока ребята возвращались, мы с Совой прогулялись на соседнюю сопку – красиво! Весь прикол в том, что у нас не было ни одного фотоаппарата на всю экспедицию! Поэтому у нас нет ни единственного снимка со всей поездки. На соседней сопке была легкая тяга, но на старте по-прежнему дул ветер. Ребята подошли с разрывом в пять минут и мы сели обедать. Шикарный обед на горе из двух блюд! На первое шоколадка альпен голд, на второе сникерс. Тем временем ветер раздулся до 10м/с и все согласились ехать. Мой вывод – летать здесь можно, но на данный момент для меня это перебор! Слишком большая высота старта, слишком высокие сопки (горы) и хребты рядом, вот это меня и смущало.

Примерно в районе шести вечера уехали с перевала и поехали на место вчерашних полетов. Димка был согласен лезть, оба Андрея отказались наотрез, я колебался. Слишком много времени и сил потеряли на Жарком, а, судя по всему, сегодня тут весь день был летным и более мягким. Итак – едем дальше. Решаем, что опять ночуем на тальской трассе и воскресенье проводим там.

Тальский перевал встретил наш легким ветерком южного направления. Несмотря на девятый час вечера, решаемся на вечерний слет. Прикидываю возможности полета до места прошлого лагеря. Щука идти не хочет, поэтому у нас есть подбор. Не успеваем надеть рюкзаки, как к нам подъезжает прадик, и мы шутим, мол, тут народ такого зрелища никогда не видел, то-то они удивятся! Не удивятся – в машине Чарли и Витя. В это время встреч с пилотами здесь явно не планировалось, поэтому рации мы даже не включали. Ребята ехали на Голубое озеро, что километрах в 15-ти от перевала. Мы предлагаем слететь, но они отказываются. Обещаем приехать попозже к ним, лезем на пупырь. Я забрался первым и пошел смотреть, куда и как лететь. Конечно, сложно, но можно! Буквально с каждым подходящим пилотом ветер крепчал, и когда подошел, Сова задувал весьма не слабо – от 8 до 10м/с! И это раздулось буквально за 5 минут! Нет, пупырь явно не хотел нам раскрываться! Ждем 20 минут, ветер не стихает. Подумаешь, а нам пешком совсем не лень! Пока, пупырь, жди нас завтра.

Доезжаем поворота на наш прошлый лагерь и тут начинается борьба с ленью. Да, мы обещали подъехать на озеро, но ехать еще 15 км лениво, а старый лагерь вот он,… Но кроме лени более доводов не было, а у Щуки был железный аргумент, что они будут ждать и беспокоиться. Ладно, едем еще 15км. Озеро нашли нечаянно, буквально по следам. Оказывается ни Конус, ни Щука, про это озеро не знали! И не зря поехали и искали – озеро знатное! Конечно не такое большое, как Гранд, примерно в половину меньше, но теплее и, кажется, чище. Вечер проходит в обычных лагерных хлопотах, да в подбивании друг друга на элементы SIV-курса. Чарли на омеге вызвался быть спасателем. Рассказываем ребятам, где мы были, расспрашиваем, что было у них. Они дважды слетали на Гранде, но ничего не зацепили. Решили переехать в другое место порыбачить, но побоялись форсировать бесчисленное количество водных преград, поехали на озеро, по пути встретив нас. Совпадение?

Утро встречает нас абсолютно чистым небом – прогноз на дождь похоже не оправдывается! Конус, а чуть позже и Сова, лезут купаться. Да, это не Гранд, в котором еще плавают льдины. Выясняется, что вчерашнее место встречи на перевале Конус застолбил собственным ботинком. Мы ликуем. Собираем лагерь, договариваемся о нашем маршруте и выезжаем. Чарли обещает подъехать чуть позже. Вчера мы планировали вернуться на пупырь, слететь по разику с него, а далее плотно заняться стенкой, развернутой на южный ветер. Но тут на задней сиденье развел свою агитационную деятельность Щук-искуситель, и, вместо перевала, мы едем на Талую. При въезде нас действительно встречают две сопочки, причем на правой белеет какое-то строение. А раз строение, значит, может быть и дорога! Пытаемся найди заезд самостоятельно, но вместо сопки попадаем в распадок, в котором производят водозабор той самой тальской воды. Опрашиваем местных жителей и получаем развернутое описание всех поворотов и направлений. Дорога вполне приличная, думаю заехать туда на фунтике или карибе совсем не сложно. Сразу возле здания, а это оказалось бывшее здание водонапорной башни, есть приличный старт на северный ветер. Выставить внизу ноль на вариометре забыли, поэтому пытаемся прикинуть высоту сопки. Сходимся на том, что 150 метров уж точно есть. Ищем, откуда можно стартовать при западном ветре. Пока искали, прямо возле меня оторвался от склона термик, и я запустил в полет три кусочка бумаги, которые показали нам все величие потока. Старт на западный ветер нашли, но он весьма не прост! Надо поднять крыло, пробежать по маленькой куче щебня, обойти куст и только после этого следует отрыв. Решаем запустить на пристрелку Сову, но не просто со склона, а чуть дотянув его пассивной лебедкой. Цепляем ему звено отцепки, разматываем 40 метров шнура, аккуратно раскладываем крыло и ждем первых порывов. Дима поднимает крыло обратным стартом, и мы в шесть ног даем тягу. Упс! Ветер резко усилился и нам не хватает сил двигаться вперед, но это и не нужно, вполне достаточно того, что мы стали выступать в роли якоря. После отцепки пробить этот порыв не удалось, пилоту пришлось сесть, и мы повторяем попытку снова. Во второй раз мы не попали на усиление ветра и синий Астраль легко уходит вперед. Дима сделал галс вдоль склона и ушел вперед на посадку, где его уже ждал подъехавший Чарли. Ветер крепчает и начинает разворачивается на юг. На юг стартовать невозможно, старты есть от юго-западного ветра и до северо-восточного. Мы просим машину внизу не торопиться с подъемом, и ждем дальнейшего развития погоды. Минут через 30 ветер неожиданно стихает, Щука начинает готовиться к старту. На втором порыве он стартует, чуть держится у склона и проваливается вниз. Я готовлюсь к старту, а Конус продолжает следить за пилотом. Каким то чудом, буквально с 50 метров, Андрею удается выкрутиться до старта, и набор продолжается! Даю команду машине подниматься на старт и стартую сам. Может это после жесткой Омсукчанской трассы, но в полете было как у Христа за пазухой! Мягко и спокойно. Чуть покрутившись, подсаживаюсь на склон под старт, чтобы сменить Блиса на Авакс – надо влетываться в крыло, а лучших условий и не придумаешь! Щука тем временем уже выкрутился очень высоко и медленно двигался в направлении от совхоза к старту, а Конус, почти по прямой, вылетел на поле и сел там. Когда я завершил подъем, уже оба Андрея складывались на поле. Последующие полтора часа прошли в ожидании ослаблений ветра, периодических попытках стартовать и высматривании поднимающихся пешком на старт пилотов. К тому моменту ветер устойчиво дул с юго-запада, в порывах до 6м/с. Вроде не много, но, учитывая пологий склон, поросший стлаником, достаточный для того, чтобы не пустить пилота вперед. Наконец удалось стартовать Вите, его неплохо поднимает, но он, следуя наземному инструктажу, идет на поле и, ничего не найдя, садится. Вслед за ним стартую и я. Спасибо Сове, без его подталкивания, наверное, увяз бы в стланике. Ветер плотный! Временами ЖПС-ка показывает всего 6-8км/ч, то есть ветер около 8м/с, да и по направлению он уже ближе к южному. Нахожу поток, чуть набираю, но очень быстро вываливаюсь. Видимо плотный ветер сделал из потока вытянутый овал, и меня из него просто выдувало! Если на старте ветер дул почти с одинаковой силой, на посадке картина была совсем иная – временами он стихал полностью, чем тут же начинали пользоваться комары. Вот в момент такого утихания ветра и стартовал Конус. Он чуть покрутил у склона, ушел на поле, на высоте максимум 100 метров нашел маленький поток, в нулях покрутил его и сел. Хороший полет получился, спокойный и уверенный. Потом долго не мог стартовать Сова, было видно как мелькает его крыло, но, видимо, сильный ветер не давал ему возможности пробиться. Время было уже около шести вечера, все теплое уже было вылетано, а, что не вылетано, то выдуто ветром. В некоторые моменты крыло буквально останавливалось против ветра! Все, больше стартовать смысла нет!

Пока ждали спускающегося со старта на автомобиле Щуку, познакомились с мужем главы администрации поселка Талая. Общение было весьма продуктивное, по крайней мере, для нас – нам пообещали подбор и завоз на старт в неограниченном количестве! Возможно в этом году именно Талая станет для нас самым желанным местом для полетов.

Ну и апофеозом всей поездки был башмак Конуса, который он, видимо от радости, забыл на тальском перевале, когда подъехала вторая машина с пилотами. Верная обувка никому не далась в руки и ждала его на том же самом месте, прыгая от радости при виде хозяина.

Немного пощекотал нервы бензобак, а точнее его содержимое – конечно, к Атке мы подъехали не с пустым баком, там еще литров пять было, но что такое пять литров для груженого джипа на трассе?

  Нет комментариев.
Вы должны войти или зарегистрироваться для отправки комментария.
Обсудить...
< Пред.   След. >
комментарии в галерее
15 February, 2016 @14:18 :
Эх этого фото в альбоме не хватает ... by Pike

15 February, 2016 @14:12 :
Скоро весна!!! Скоро субботник!!! ... by Pike

09 February, 2016 @13:51 :
Отличный альбом получился ... by Pike

05 May, 2015 @02:53 :
Сова! Экстримал))) Смело. ... by Oksa

крайние записи в форуме

Читать все...
Весёлые картинки
Самое читаемое
Погода
Погода!