Потяжка строп |
Написал Твердо | |
28.10.2009 | |
Наконец то закончил ответственную процедуру - потянул
стропы на своем новеньком Mystic2-25 Остался один, но важный вопрос...
Необходимость возникла, после того как на посадке и при сложенных ушах метров с девяти над Землей параплан перешел в ускоряющееся падение и я грохнулся спиной и затылком с кувырком назад. Если помните, мы, тогда, как раз кувырки проходили. Хорошо, что грохнулся мимо торчавшего углом бетонного блока. В противном случае последствия, как написал Пасифик, были бы в диапазоне от тяжелых травм до гибели. Через личку я написал на параплан.ру в фирму-изготовитель. Нужно отметить, Владимир Яворский, конструктор Мистика и директор Sky Country сразу на письмо ответил, проявил обеспокоенность, стал распрашивать. В том числе расспрашивал: не мочил ли я параплан. Потом написал мне: «Замерьте стропы» и выслал табличку для замера, а когда увидел результаты, написал: «Потяните!» на таком крыле, написал, летать нельзя. Потяжка строп оказалась для меня целой эпопей и заняла много времени. Первый подход к крылу с тяжелым железом был откровенно неудачным. Я тут же порвал стропку верхнего яруса D ряда в месте сшивки. И это грузом всего 20 кг. Видимо из-за того, что я вставил в петельку на стропе линь (25 мм в окружности) чтобы было удобно тянуть за него. Линь распределил нагрузку перпендикулярно касательным к петельке, как бы разрывая петельку в месте сшивки. Стропка то и порвалась. Можно понять мое настроение – крыло совсем новое, летный сезон в разгаре, а мне еще тянуть 77 строп за верхний ярус грузом 20 кг, а еще 20 отрезков нижнего яруса грузом 40 кг. Во что же я стропы превращу? Жалко было стропы. В следующем подходе к крылу я тянул стропы уже с помощью петельки из оплеточной стропы на 80 кг. Более-менее приспособился и с грузом в 40 кг. Нагрузку в 20 кг давал безменом. Потом промерил все стропы. Максимальные укорочения строп по отношению к номиналам изменились с 8 см до 1-3 см. А если считать перепад по центроплану – и того меньше. Яворский посмотрел новые результаты, предложил потянуть еще раз обращая внимание на симметрию. Оказалось, нужно тянуть не просто отрывая груз от пола, а посчитать после отрыва груза до пяти секунд, потом опускать. Третий подход я уже провел сравнительно ловко. Снова промерил все стропы. Почти точно номинальные длины! Единичные - короче на 5 мм, а большинство отклоняется в пределах ошибки измерения (2 мм). Допуск 10 мм. Закончил замеры я вечером в субботу. В воскресенье испытать не мог, валил снег. Зато в понедельник 26 октября погода подарила чудные полеты с легким бризом и откровенными термиками в бухте Нагаева. С работой, правда, нехорошо получилось, но ведь, заметьте, не мы просили время на час назад двигать. В шесть то часов уже плотные сумерки. Долго не решался сложить уши, но потом рискнул. Высота была под 250 м. Результатом счастлив! 200 метров снижался на ушах и скорость не превышала 1,9 м/с. Вроде всё! Крылышко лихо маневрирует, восстановилась скорость на переходе. Само находит термики, встает в оптимальную спираль. Остался один, но важный вопрос. С какого перепугу у нового и по срокам изготовления и по налету крыла такие косяки? Извиняюсь за выражения. Вот что я по этому поводу думаю. В начале эпопеи Яворский спрашивал меня: не мочил ли я параплан. Да, Параплан я не мочил, я его любил, но один разок слетал на нем в туман. Крыло практически сухое осталось, лобик чуть влажный. Но по стропам вода текла! Про это у нас не сайте: «Ежики в тумане». Обычное дело для моих прежних крыльев. Для нас для всех дело обычное. Но у прежних крыльев стропы были оплеточные. Мы их, бывало, и в море окунали и отмачивали, потом от морской соли и все ничего. А тут … неоплёточные! Яворский мне написал, что проверку строп надо проводить как минимум через 50 часов. Можно и чаще... Это, пишет дальше Яворский, относится ко всем неоплетенным стропам из Dyneema. Может в этом все дело? Это уже я спрашиваю нас всех. У первого Мистика в моем варианте (при покупке это была опция) неоплетенные только средний и верхний ярусы, а добрая половина общей длины стропы рядов C и D приходиться на оплеточную стропу нижнего яруса. Возможно, поэтому и усадка строп не так значительна. Вроде не сказывается на полете. И только со Второго Мистика у меня начались крылья целиком вооруженные неоплетенными стропами из Dyneema Теоретически тут схема воздействия на крыло такая: при высыхании после предшествующего намокания стропы садятся. Во время дальнейших полетов основные нагрузки как обычно приходятся на ряд А и эти стропы частично потягиваются и восстанавливают свою длину. Другие стропы, особенно рядов C и D таких нагрузок не испытывают, остаются усохшими и это принципиально меняет профиль крыла – как бы увеличивается угол атаки и крыло становиться как бы заторможенным. Если все дело в происходящем сейчас переходе на неоплетенные стропы из Dyneema то, учитывая наш сырой морской воздух на побережье и туманы, нам нужно привыкать к замеру своих строп и их потяжке так же как мы привыкли к переукладке запасок. Первый опыт есть. Итак, коротенько: грузом 40 кг тянем нижний ярус, грузом 20-25 кг средний ярус и 15-20 кг – верхний ярус. Для удобства организации процедуры груз цепляем к веревке, веревку перебрасываем через блок, к ней цепляем свободные концы. В петельку соответствующего яруса вставляем самодельную петельку из стропы «восьмидесятки» сантиметров десять в диаметре, а петельки последующего яруса для этого сдвигаем в сторону. Тянем за самодельную эту петельку. Каждый раз груз отрываем от пола, считаем до 5 сек, опускаем. Очень удобно тянуть безменом, но у меня это устройство только до 20 кг. Хорошо бы найти или сделать до 40 кг. Верхний ярус тянем руками за петельку на крыле. Бог в помощь. Щука уже задумался: 28.10 14:48 | Твердо Pike: Андрюша, у тебя стропы неоплетенные? 28.10 14:48 | Pike Твердо: да, неоплеточные 28.10 14:49 | Твердо Pike: В тумане летал? 28.10 14:50 | Pike Твердо: летал 28.10 14:50 | Pike Твердо: надо бы тоже потянуть - как к вам на консультацию-эксперимент напроситься? 28.10 14:51 | Твердо Pike: Длины строп знаешь? 28.10 14:53 | Pike Твердо: узнаю Но, может быть, это актуальнее для Совы? |
Потяжка строп
Oct 29 2009 11:41:04 ** Обсуждение статьи: Потяжка строп **
это актуально всем у кого безоплеточные стропы, а таких у нас уже много возможно и оплеточные тоже |
#849 |
Потяжка строп
Oct 29 2009 22:19:35 Хорошо бы иметь безмен или динамометр на 40 кг. Теоретически его и сделать не сложно. Пружина, трубка, метка, риска, крючки. Кто из заинтересованных ближе всего к металлу? Сова?
|
#851 |
RE: Потяжка строп
Oct 30 2009 00:33:41 Очень подходящая штучка. Пружинный был бы дешевле, наверное. А на китайском рынке такой товар кто-нибудь видел?
|
#855 |
RE: Потяжка строп
Nov 01 2009 06:42:37 В интернет-магазинах, как выяснилось, нет в наличии. Купил на интернет-аукционе molotok.ru за 500 р. Правда только до 40 кг. А тянуть надо, как раз, сорока килограммами. Срок доставки 20-25 дней.
|
#865 |
RE: Потяжка строп
Nov 02 2009 22:56:07 Яворский посмотрел замеры длин строп моего первого Мистика. Пишет, что в целом на 3 см усадка C-D рядов и советует также протянуть. А у второго Мистика на момент падения усадка была до 8 см. Поразительно. На первом Мистике налетал часов 150, только в Непале около 50 часов. Было много полетов в наших магаданских туманах. Приводнение в Охотское море с последующим отмачиванием крыла и строп в ванне и сушкой без нагрузки. И только 3 см усадка! А на втором Мистике налет часа три, ну в том числе один получасовой полет в тумане. Опять перестаю понимать, отчего такая могучая усадка у второго Мистика. Только потому, что у него и нижний ярус тоже неоплеточный?
|
#874 |
RE: Потяжка строп
Nov 02 2009 23:41:05 Твердо писал(а):
...Опять перестаю понимать, отчего такая могучая усадка у второго Мистика. Только потому, что у него и нижний ярус тоже неоплеточный? Вы думаете мы коллективно придем к правильному ответу на этот вопрос? |
#875 |
RE: Потяжка строп
Nov 02 2009 23:56:43 Замерим все безоплеточные стропы, накопим статистику, обобщим результаты, выведем закономерности.
|
#876 |
RE: Потяжка строп
Nov 03 2009 06:58:48 Ну вот! Получил полную карту строп первого Мистика. На самом деле оказалось, что стропы усели от 4 до 10 см. До 3 см это только перепад относительно B ряда. Меньше всего усели стропы A и B рядов расположенные ближе к центроплану. При удалении от центроплана к ушам и от А ряда к D ряду усадка закономерно увеличивается до 10 см. Буду тянуть, но, наверное, дождусь безмена
|
#877 |
RE: Потяжка строп
Nov 05 2009 13:45:04 ИВ> Может стропы Mystic2 усели после этого намокания?
ВЯ>Скорее всего ИВ> А столь высокая чувствительность к усадке (то что падает на ушах) - это конструктивные особенности Mystic2? ВЯ>Да, у него стоит профиль, очень не чувствительный к турбулентности, очень редко складывается, но обратная сторона медали - возможность парашютирования при усаженных стропах... ИВ> Но тогда после второго намокания все повториться? ВЯ>Может. Научитесь на глаз мерить перепады. Это можно делать прямо у разложенного и приготовленного к полету крыла. 2-3 контрольные стропы 1-го и 4 ряда проверили, все ок. Если не все ок, то на "эстакаду", т.е. вытягивание. Но вообще по нашей статистики, надо это делать через 50-60 час. ИВ> Или после протяжки стропы садятся не так быстро как новые? ВЯ>Возможно и так, но уверенности в этом нет. |
#887 |
RE: Потяжка строп
Nov 10 2009 14:31:37 получил карту строп и их длины
готов к протяжке, продувку включил |
#919 |
RE: Потяжка строп
Nov 17 2009 07:34:26 А я в письме получил стропку от Яворского. Почему-то две стропки. Одна тоненькая красная, как у меня на крыле. Вторая белая вообще с волосок. Яворский говорит, что они сейчас переходят на такие стропы - они чуть лучше ведут себя в эксплуатации.
|
#940 |
RE: Потяжка строп
Oct 06 2013 21:10:50 про тандем
разместить бы это у нас на сайте где-нибудь?! -------- Пересылаемое сообщение -------- От кого: Sky Country <sc.com.ua@gmail.com> Кому: Паршин Дмитрий <para_sov@mail.ru> Дата: Суббота, 5 октября 2013, 10:26 +03:00 Тема: Re: несколько вопросов Привет. +/- 10 мм. - это производственный допуск. +/- 20 мм - это допуск эксплуатационный. +/- 40 мм - нужно протягивать стропы, но летать еще можно. Более 40 мм - летать нельзя. Делать протяжку, если не помогает, то менять стропы. Ниже текст про протяжку: ПРОТЯЖКА Лучше всего сделать небольшое приспособление: Фактически это ролик + груз массой 20 кг. Ролик привязываете к опоре, в него продеваете веревку. На один конец веревки цепляете груз, за другой цепляете свободный конец крыла. Теперь натягиваете весь каскад строп за петельку которой стропа верхнего яруса крепиться у купола. Натягиваете именно на петельку, стараясь не нагружать саму ткань. Вам надо так натянуть стропы, что бы груз приподнялся в воздух на примерно 5 сек. Сделать так со всеми стропами, разве что без строп управления. После этого повторите процедуру промера перепадов. Если стропы не стали на свои места (отличаются на более +/-20 мм), то повтор протяжки. Можно даже увеличить груз до 30 кг и время протяжки до 10 сек. Если после нескольких процессов протяжки не удается восстановить геометрию, то придется менять стропы. Parapently yours. Vladymyr Yavorsky Sky Country www.sky-country.com sc@sky-country.com sc.com.ua@gmail.com +380505783900 большое спасибо. уточнение - какое максимально допустимое отклонение от этих перепадов, плюс-минус? на какие именно места в первую очередь следует обратить внимание? и вопрос - наличие, комплектация (с карабинами или без) и цена комплекта коромысел для для тандема? с уважением, дмитрий Понедельник, 30 сентября 2013, 19:02 +03:00 от Sky Country <sc.com.ua@gmail.com>: Привет. Карта в прикрепе, там же и перепады, которые Вам и надо проверить... Parapently yours. Vladymyr Yavorsky Sky Country www.sky-country.com sc@sky-country.com sc.com.ua@gmail.com +380505783900 приветствую. спасибо за инфу. ресурс еще не вылетали, только 90 часов. выберу время, промеряю выборочно. в этой связи просьба - пришлите карту строп на D3Bi-38, пожалуйста. с клевантами пока подожду. с уважением, дмитрий паршин Среда, 18 сентября 2013, 20:47 +03:00 от Sky Country <sc@sky-country.com>: Привет. 1. Клеванты есть. Стоят 20 евро за пару. 2. В часах примерно - 150...200 часов. Но вообще надо делать проверки. Если при 200 ч. все соответствует норме, то еще продлевается на 50 час до следующей проверки. Проверка включает в себя проверку геометрии строп (проверка перепадов) и проверка остаточной прочности строп. Перепады можно проверить самому. Прочность - можем прислать 2 новых стропы, а нам шлете две б.у. которые мы и проверим. Parapently yours. Vladymyr Yavorsky Sky Country www.sky-country.com sc@sky-country.com sc.com.ua@gmail.com +380505783900 приветствую. есть несколько вопросов. 1. есть ли на продажу клеванты с вертлюгами? хочу поставить на мистик вместо старых (см фото). если да, то сколько стоит пара? 2. какой ресурс строп у тандема D3Bi, в часах налета или со дня начала эксплуатации? до полной или частичной замены? -- с уважением, Дмитрий Паршин |
#2854 |
Вы должны войти или зарегистрироваться для отправки комментария.
< Пред. | След. > |
---|