Главная arrow Рассказы arrow Кувандык 2012.
25.04.2024
Кувандык 2012.
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Написал Леший   
29.08.2013
В прошлом году был на соревнованиях. Этап чего-то там России. Мемуары, как обычно, писал в тетрадку, потом все не было времени набрать текст. Наконец руки дошли.

Дорога.

Тула находится чуть в стороне от направления на Оренбург. Ехать через Москву не хотелось, решил ехать через Рязань. Автобусом 4 часа до Рязани, потом пару километров пешком до ж/д вокзала с одним ППМ-ом в Макдоналдсе. Вы бы видели глаза сотрудников этого кафе, когда я вошел туда со своим высоченным рюкзаком! Из Рязани до Оренбурга ехать сутки. Вагон с кондиционером, поэтому о жаре узнавал только на остановках. Чая было выпито немерено, прежде чем добрался. Что удивило - оказывается кусок дороги Самара-Оренбург не электрофицирован, поэтому в Самаре нас зацепили за тепловозом. Скорость движения заметно упала. В Оренбурге пересадка на поезд до Кувандыка. Поезд прибывает самой ночью (3 часа ночи). Гостиница была забронирована заранее, смущает только путь до нее. Увидел количество такси рядом с ж/д вокзалом, понял, что волновался зря. А как узнал цену поездки, так вообще выпал в осадок - 100 рублей! Ночью! С вокзала! 100 рублей! Таксист как в анекдоте "Дорогу покажешь?" В гостинице ждали. Под утро громыхала гроза.

 

06.08 Регистрация.

Утром узнаю, где ближайший магазин и банкомат. Запасаюсь водой, ловлю такси до горнолыжной базы (опять 100рублей! А там 3км, причем часть по грунтовке!). На горнолыжке никого. Звоню Игорю. Оказывается лагерь перенесли к подножию Шайтан-горы, в настоящий момент он едет в сторону горнолыжки решать какие-то вопросы и меня подберет. Как сел в машину, сразу успокоился - я на месте, пилотов нашел, у пилотов все по плану. Пытаюсь узнать, сколько приехало на соревнования народа, от прямого ответа уходит, говорит, что меньше, чем зарегистрировалось на сайте. Куда же меньше, там всего было 15 человек!

Приезжаем в лагерь, начинаем регистрироваться. Половина пилотов без лицензий, основная масса с первым разрядом. За полчаса набралось 7 человек! Начинаю волноваться! Ехал-то соревноваться! Не поехал-то в Болгарию, где зарегистрировалось около сотни пилотов! Ладно, собрали всех, кто был под горой, поехали на горнолыжную базу проводить официальную часть. Все-таки соревнования, телевидение приглашено, ДОСААФ. Пока открывались, еще народ подтянулся, итого 11 человек! 3 команды по минимуму! Заливаем точки, грузимся в Урал и на гору. Гора по здешним меркам хорошая, метров 200 высотой. Почти на все ветра, запад лучше. Пейзаж с одной стороны напоминает магаданский, а с другой алмаатинский. Горы очень на наши сопки похожи своей покатостью, только у нас в кустах и деревьях, а тут степь, которой Алмату напоминает.

На старте прямой ветерок, метра 2-3. Но они в такой не летают - слабо! Нормальным считается метров 5-6, чтобы можно было подержаться в термодинамике в ожидании потока. Говорят, буквально вчера был набор до 3200 (лагерь 200, старт 450). Пока ждали погоды, ветер раздулся за 10, подошла туча. Намочило совсем капельку, дышать легче не стало. Минут через 30 народ начал стартовать. Налетал минут 50, набор до 250 метров, снос потока очень приличный, но так как уже было поздновато, день тренировочный, никто за гребень не сносился и никто никуда не улетел. Сел к лагерю. Количество участников увеличилось до 16, решили сделать 4 команды по 4 человека. Я в команде с ребятами из Ижевска.

Параплан оставил в лагере, а сам поехал с попуткой на реку купаться и в город. Вода в реке теплая, народу много. Вы же знаете, меня в воду не загонишь, а тут прямо в удовольствие! Днем было +36.


07.08. День первый.

Путь известен, рюкзак в лагере, поэтому позволяю себе чуть поваляться. Руки и плечи горят - досталось им вчера солнышка! Дежурный заход в магазин . Вчера литр воды улетел просто незаметно, поэтому беру 2-х литровую бутыль. Такси до горнолыжки и пару километров по полям пешком. Чуть не рассчитал время на дорогу, поэтому пришел в лагерь в разгар постановки задачи. От старта направо вдоль хребтика 6км до точки 16, потом точки 04, 05 и 14, все почти по одной линии и по ветру. 16-ая точка кроме того, что ППМ, она еще и стартовый цилиндр, радиусом 2,5км. Всего 36км. Под это дело номинальную дистанцию уменьшают с 40км до 30.

Урал приходит к 12 часам, грузим в него рюкзаки, грузимся сами и в путь. Водитель наотрез отказался везти людей в кузове по крутому подъему, поэтому часть пути хоть и налегке, но приходится идти своими ногами.

Стартовать никто не торопится, первый взлетел минут через 20, после открытия старта. Потоков нет, термодинамик. Стартую и я, на долгие 40 минут вместе с остальными пилотами ожидая, когда начнется погода. Наборы как и вчера, метров 200-250 над стартом. Один не выдерживает и идет на соседнюю стенку, в сторону первого ППМ-а. Долго там пытается выжить, но в итоге садится. Понимаю, что так точку не взять, выхожу потихоньку вперед, нахожу поток и набираю в нем метров 700. Жизнь налаживается! Примеряюсь в сторону первого ППМ, но тут судья предлагает снять с маршрута 16-ю точку, мол ее брать тяжело, у стандартов нет шансов. Все соглашаются. Таким образом первым ППМ-ом становится точка 04. Разворачиваюсь назад - ба! Я то вперед вышел почти на километр, чтобы вдоль хребта идти, а все над стартом остались, набрали там такую же высоту и теперь на километр ближе меня к ППМ-у. Ладно, давай догонять. Потоки мощные, но встречаются редко. За стартовой горкой находится большое поле, над ним нахожу поток, в котором набирала вся грядка, кручу его до 1700. А народ выше! Решаю, что полтора километра над землей вполне достаточно, а лидеров догонять надо, перехожу по краю город Кувандык и иду к точке 04. Чиркаю ее по самому краю и лечу дальше. В 9 км от следующего ППМ-а нахожу единичку, кручу ее и сдуваюсь с ней к следующей точке. В итоге пролетел с этим потоком километра 3, да еще и набрал метров 400! К этому моменту в радио стали слышны доклады о посадках. Беру 05 точку, до финиша всего 8км, превышение 1000 метров, решаю, что вполне проскачу на качестве. А что, прикажете делать, если до финиша рукой подать, а впереди 4 крыла, причем одно очень далеко! Жму аксель, жду, когда закончатся большие минуса. Жду. Опять жду. Нет, но я так не дойду! Скорость по ветру за 50, но и снижение -3 не шутка! Я понимаю, что впереди голубая дыра, но там было всего 8км! Крыло, взявшее ППМ чуть раньше меня начинает забирать влево, на Медногорск. Еще 2 крыла крутят справа в паре километров. Ладно, все кончается, надеюсь и минуса закончатся. В 4-х км от финиша понимаю, что не дойду. Чуть-чуть, но не дойду. Сесть в километре от финиша очень не хочется, забираю правее к бугоркам. Из двух крутящих крыльев одно чуть выше и идет к финишу, второе чуть ниже и заворачивает к дороге, буквально под 90 градусов к направлению маршрута. Поток нахожу уже метрах на 200, сильный и узкий. Выкручиваю метров 200, бросаю его и жму на газ. Пока крутил, меня обогнало крыло, чуть-чуть, но обогнало. Ладно, 4-ый тоже неплохо, отрыв 1-2 минуты не большой. После того, как пикнул прибор, высоты осталось метров 200. Выходит зря крутил и время терял, мог бы быть и вторым.

Оставляю прибор в лагере и еду с первой же попуткой в город, писать мемуары.

P.S. Странно, но при подсчете очков, я оказался 3-им, с отрывом от следующего на 1 минуту. Видимо на финиш он пришел чуть раньше, но и в спид-секцию вошел тоже раньше.


08.08. День второй.

Ветер с другой стороны, едем стартовать на горнолыжку. Эх, видели бы они нашу горнолыжку! У них всего 200 метров высоты, но тем не менее 2 подъемника типа нашей ВЭЛ-ки, один бугельный, 3 снеговых пушки и 2 трактора (ретрака). Нам бы так!

Задание на сегодня 42 км через 2 ППМ-а с воздушным стартом в 5км к 1-ому ППМ-у. Так как на этом старте я впервые, а время индивидуальное, решаю посмотреть за другими. Честно говоря, старт не понравился! Слева ложка и подъемник, справа ложбина и второй подъемник. Ладно, была бы высота раза в 2 побольше! Технология старта такая - ожидаешь усиления ветра метров до 5-6, взлетаешь и пытаешься удержаться в динамике в ожидании потока. Дождался - набираешь, не дождался - садишься чуть ниже старта, поднимаешься пешком и ждешь следующего усиления ветра. При температуре 35 градусов меня хватило на 2 раза. Первому удалось зацепиться за поток Сергею Буту, вчера пришедшим четвертым. Он раскрутил поток до 700метров и ушел по маршруту. Сел, пролетев почти 10км. После подсчета очков, его полет был оценен всего на 1 (!) балл выше, чем полет под гору. Минут за 30 до закрытия стартового окна еще 3 пилота смогли зацепиться за слабый поток, который старательно выкручивали минут 10. Филипп сумел даже долететь до финиша, правда ему часть дистанции срезало закрытие финиша. За полет он получил 34 очка и стал делить первое место с Очумелым.

Разумеется, я сделал выводы из этого дня, были моменты, как можно было поднять свой шанс на улет.


09.08. День третий.

Иду утром по полю к лагерю, а ветерок-то не слабый! Навстречу попался Ваня на мотоцикле - его послали на гору на разведку. Деревья над лагерем шумят вообще очень серьезно! Ваня переда, что ветер в порывах до 10. Вначале день хотели отменить, но решили с отменой обождать. Ваню еще 2 раза гоняли на гору, в крайний раз он передал, что в поле штиль, а на горе 3 м/с. Стали искать, где наш Урал. Пока нашли, пока он приехал, короче на горе были только в 16:30. А там ветер не с той стороны! В итоге все слетели вниз, только одному удалось минут 15 подинамиться. День отменен.


10.08. День четвертый.

Все как обычно - задание на 50км, жара и лотерея на старте. Настрой отличный, с раннего утра кучевка, правда ветер южный. А тут проблема с южными и северными ветрами, ибо хребты идут с юга на север. К 12 приходит Урал, грузимся и едем на гору. Ветер как вчера, то есть в торец хребтика. А в торце ложка. Народ говорит "нет, в ложку стартовать нельзя!" И не стартуют! Выходят на внешний край ложки, а он ниже старта метров на 50, то есть над посадкой всего метров 150. Одно благо - впереди поле. Надо так же дождаться потока и успеть впрыгнуть в него. Каким-то чудом в поток попал Кирилл из нашей команды, выкрутил 1200 метров и пошел по маршруту. Сел через час, где не знаю. Остальные остались заниматься физкультурой. Решил лететь в майке, мол лучше хоть куда-нибудь полететь, замерзнуть и сесть по маршруту, чем потеть и вообще никуда не улететь! Меня ложка не пугала, пробовал и в ложку, и сбоку от ложки и перед ложкой... Наконец попал! Вместе с другими 3-мя пилотами зацепили поток, начали набирать. Выкрутили метров 500 над стартом, парни дернули по маршруту, а я полетел обратно на старт. Зачем? Надоела эта лотерея! Да, повезло, зацепил и набрал, можно лететь, а остальные? Им на этом старте просто нет места разложиться, они просто не успели! Не справедливо!

Парни сели в районе первого ППМ-а, даже не вылетя из Л0. Если им и дали какие-то очки, совсем не существенные. Завтра крайний день, обещают такой же южный ветер и такую же жару.


11.08. День шестой.

Лидер вчера улетел на 10 км, остальные на 7.

Суббота. Кроме соревнующихся приехали пилоты выходного дня. В Урал еле залезли! Едем на Шайтан, в тот же торец с ложкой, развернутый под южный ветер. Пережидаем дождик, который зацепил нас самым краешком и ушел в сторону нашего маршрута. Задание оставили вчерашнее.

Начало светить солнышко, начал шевелиться народ. Поглядываю на погоду в стороне маршрута, прикидываю, что торопиться не надо. Ну стартуешь, ну наберешь, а дальше? Потихоньку идти за фронтом? Чревато просадкой.

Народ стартует сразу с двух стартов. Кто посмелее, то сверху через ложку, а кто поосторожнее — чуть ниже с торца. Когда пришел поток, в воздух поднялось сразу крыльев 5-6. Начали крутить, начали набирать. Иду к рюкзаку, а сам поглядываю на летающих. Тут одно из крыльев получает ассиметрию процентов на 70. Пилот перекомпенсировал сложение, крыло наполнилось, но сорвалось в негатив. А дальше пошло-поехало: твист, негатив, пролет мимо крыла и запаска. Запаска наполниться не успела - все происходило над правым отрогом. Звук удара тела был слышен метров за 200. Кто-то рядом сказал "Пи...ц!", все, кто еще был на старте, рванули к пилоту. Часть летающих пошла на посадку в лагерь. Спускаюсь тоже и ахаю - Игорь! Главный судья соревнований, опытный пилот, прошедший не один Курай, лежит на склоне!. Ребята говорят, что погрузившись в пучину организаторской работы, на полеты времени почти не осталось.

Далее обычные спасательные работы, приезд скорой. Все сели, крылья тех, кто понес пилота вниз засунули в микроавтобус орских пилотов. Я слетел вниз и с оказией уехал в город.

День будет незачетный. Соревнования завершены, к сожалению на весьма печальной ноте.


Воскресенье.

На построение опоздал. Уже после вручили серебрянную медаль, грамоту и премиальные. Фил и Очумелый разделили первое место. Моя первая парапланерная медаль! Более того - первая парапланерная медаль в Магаданской области! Наша команда заняла второе место, что стало неожиданностью, честно говоря, рассчитывал на первое. За командное первенство медаль не дали, просто сфотографировался на память с ребятами.

Жаль, что погода не дала полетать, рубилово получилось бы интересное! Состав участников подобрался такой, что мы все примерно одного уровня, не было явных лидеров, так что шансы у всех были равны. Вообще, в Кувандыке толком полетать не получилось, два часа за неделю это очень мало!

Летать сегодня никто не настроен, мало того - к 12 часам лагерь наполовину пуст! А у меня поезд в час ночи, я билеты специально так брал, чтобы воскресенье полетать! Короче, прощаюсь со всеми оставшимися в лагере и иду делать то, что делать никак нельзя - летать в одиночку. Забираюсь в лоб на Шайтан (в шортах по колючкам это жесть!). Ветер южный, то есть в ложку. Понятно, стартовать в ложку сегодня совершенно неохота, поэтому сажусь в тенек отдыхать. Ближе к двум часам ветер с южного поменялся на юго-западный, чему я несказанно рад - старт в ложку отменяется.

Стартую. Полет такой же как в понедельник, то есть термодинамик с наборами до 200 метров над стартом. Отлетал минут 30 и тут внезапно все стихло! Плюхаюсь на склон, чуть ниже старта. Ладно, уже не зря шел, если что, можно и вниз слететь. Пока поднялся, опять задуло. Отдышался и стартовал еще раз. О, облачко что впереди и чуть правее начало подсасывать! Кручуть в более высокой части стенки, постоянно проверяя, не работает ли поле впереди. Что бы набирать совсем хорошо, надо сильно сдуваться за хребет. Рисковать не хочется, опасаюсь, что если не смогу за хребтом достойно выкрутить, есть шанс просесть и садиться в подветренном роторе. Ладно, полетели уже вниз, надо протянуть как можно дальше к городку, чтобы как можно меньше идти ногами. На краю хребтика нахожу поток, в котором набираю метров 300 над стартом. Отлично, это отличный шанс протянуть все поле, а там и до реки совсем чуть-чуть. По пути заворачиваю до небольшой фермы посреди поля - это 100% тригер! - нахожу слабый плюсик, начинаю крутить его и дрейфовать по ветру. Это замечательно, когда за минуту набираешь 10 метров высоты и проходишь метров 200 маршрута! Есть в этом что-то вселяющее уверенность, я бы сказал что-то вечное. Но плюсик слабый, теряю его довольно быстро, видимо философией увлекся. Ладно, высоты еще метров 300 над полем, давай проверим торец поля. А вот тут я ошибся! Я его проверил с учетом северного ветра (почему северного?!), а не западного! Хотя до западного края поля мог и не дотянуть.

Примечаю широкую косу на реке, решаю тянуть на нее. Река во многих местах переходится в брод. Ближе к косе замечаю птицу, которая набирает в потоке. Высоты метров 50, крутить над деревьями страшновато, поэтому бросаю эту затею после первого витка. Косу проскакиваю метрах на 30 под свист пляжников, дотянул до самой дальней излучины и сел на том же берегу, что и город.

Все, для меня Кувандык-2012 завершен. Погода была до самого вечера, получается я сел в ее самом начале. Ближе к 9 вечера засверкали молнии и прошел мощный дождь, но земля так раскалена, что к полуночи уже было сухо.

Вызвал такси (Вы помните - 100рублей!) и отбыл на вокзал. Впереди меня ждали 2,5 суток в поезде до Азовского моря.


  Нет комментариев.
Вы должны войти или зарегистрироваться для отправки комментария.
Обсудить...
< Пред.   След. >