Обещанные подробности о полётах в Кастелу 13/02
Через полторы недели с начала наших термодинамическ
их слетов мы получили-таки одновременно отличную погоду в отличном летном месте с отличной компанией местных пилотов. На этот день мы возлагали большие надежды.
Накануне, здесь же, мы провели разминку – выполнили небольшие тренировочные полеты в районе старта с посадкой на штатную площадку. Стартовали в 13.30, финишировали около 15.00. Второй раз на старт ехать не захотели, т.к. посчитали, что условия на старте могут ухудшиться – подъем на 800 м (старт ~925, посадка ~120) занимает около часа.
В полной загрузке этот грузовичок берет на борт 12 пилотов с крыльями. И поэтому на сегодняшний день строились большие планы. Выезд назначили на 10.00 (на час раньше, чем накануне).
В ожидании предстоящих полетов проснулись гораздо раньше будильника. Утренний туалет, завтрак и погрузка. Надо сказать, что чем дальше от столицы, тем приличнее гостиницы и обслуживание в них за те же деньги. Обычно наш завтрак состоял из дольки папайи, дольки арбуза, банана, булочки с сыром и колбасой, кофе или чая. А тут… уйти с чувством легкого голода нам не удалось, как и не удалось все перепробовать – одного крекера было три сорта, два вида сока, три вида свежевыпеченных тортов, фрукты. Был даже мёд к чаю. И все это по цене 14-местного хостела в Рио.
10.02 – мы в полном составе уже в машине, едем догружаться местными парапенчусами. 10.15 – вамос на старт. При подъезде к горе видели одинокое крыло чуть ниже рампы (так у них стартовую полянку кличут). Местный, тыча в него пальцем, сказал, что это наш брат-пилот из неметчины. 11.40-11.50 мы на месте. Немца не видно, не выпарил, ушел на посадку.
Над головой только высокие перистые облака. Кучевые видны далеко на горизонте. Ждем прогрев, наблюдаем за местными – у них никаких даже намеков на подготовку к старту. Значит, еще не началось. Решаем, пока условия спокойные, запустить Владу. Александр, терзаемый сомнениями, сможет ли Влада самостоятельно зайти на посадку или нет (площадка огорожена колючкой, хоть и достаточно большая, + большой перерыв в полетах у Влады), решает лететь первым. Старт. Немного пройдя вперед, Саша находит небольшой +, немного наваривает высоты, оценивает условия как спокойные и дает добро на старт Владе. Отличный ровный старт и, практически, баллистик по прямой – Танго не заметил тех плюсов у старта, в которых крутился Аспен. Зато на подлете к пос. площадке (от старта до посадки ~3км) Влада зацепила поток и за два оборота взяла верх (по высоте) над Александром. Только опыт, и огромное желание выпарить позволили Саше продержаться в воздухе и проконтролирова
ть посадку Влады. Через несколько минут Саша был рядом. Погода понемногу развивалась – над головой появились кучевые облачка. Двое местных, самых нетерпеливых, пилотов стартовали на пристрелку. Достаточно вяло покрутились у старта и скрылись слева за горой. И тут мы слышим в радио – «машин нет, я иду на старт, пешком»!!! Время уже около 12.30, температура за 30, и топать – по прямой 3 км в длину и 800 м в высоту, т.е. тот путь, который на машине мы проезжаем за час!!! Согласно треку ЖПС и расчетам трек-альбома наш Етти (Сноу) отмахал более 15 км в гору меньше чем за 2 часа!!!!!!! У нас есть достойный и проверенный кандидат на турнир Х-альп.
Тем временем на старте у местных вяло-вяло происходили сборы и подготовка к старту. Рядом на лавочке двое пилотов возились с ЖПСками. Взглянув через плечо, я увидел знакомые манипуляции – забивались точки маршрута. Ух ты, все мои попытки накануне выяснить примерные направления и ППМы, в итоге ограничились рисованием пальцем на карте очень многозначительн
ых и весьма разнообразных по сложности маршрутов – от ближайшего поселка до не совсем соседнего города. А тут уже готовый набор для соревнований. Видя мои попытки подглядывания и переписывания точек, один из пилотов подозвал меня к столу, на котором был листок с координатами точек, порядком их в маршруте и временем открытия стартового окна и начала старта. Дык мы еще и в местном междусобойчике поучаствуем. Маршрут представлял собой следующее: первый ППМ в 5 км впереди слева (ферма), затем обратно на старт, и после, налево вдоль стенки третий и четвертый ППМ и поворот направо в Кастело – пятый ППМ.
Забил точки, рассказал нашим про мероприятие, пожалел, что нет Саши на старте, и пошел готовиться. Решил, первых отпускаю, а со второй группой стартую. Площадка вся застелена стартующими крыльями – 5 или 6 в два ряда. Т.к. большой активности среди местных не было, я смог втиснуться на краю. В это время на другом краю рампы пилот начал пытаться стартовать. Против него ниже по склону были достаточно высокие кусты. И вот на очередной попытке, при неровно выведенном крыле его потоком приподнимает на полметра-метр, клевок, сложение другой консоли, еще клевок, кач и кубарем в кусты. Пилотом оказался самый взрослый из местных, дядька лет 65. Отделался испугом и парой глубоких царапин.
Народ посчитал, что погода на старте неподходящая, да и долину впереди уже почти закрыли облака, поэтому старт перенесли с 13 на 15 – Саша может успеть.
Мы были в недоумении – первая двойка уже час, как в воздухе (одного видели на высоте ~1 км над стартом), ветер прямой встречный 2-4м/с, над головой и вокруг облака, уже немного темные, а наши бразильские братья, словно во власти послеобеденной сиесты, стартовать и не собираются. Ситуация стала напоминать прошлогоднюю, в Пласивеле, в середине поездки – в воздухе несколько тандемов, которые постоянно чередуясь, стартуют и садятся, ветер нормальный, термизм присутствует, а Щука сидит на старте и чего-то ждет. На вопрос – что не летишь, говорит, хочу еще на одиночных местных пилотов посмотреть. И это при том, что он в Пласивеле летал в прошлую свою поездку, и в начале нашей самостоятельно слетал треугольник больше 20 км, через долину, от одного хребта до другого. А тут… я весь дергаюсь, давай лететь, а он – хочешь – лети, я подожду. Как тут не засомневаешься в правильности своих оценок текущей обстановки на старте и воздухе. Вот и сейчас, мы готовы были стартовать следом за Владой, а местные уже третий час сидели в тенечке на травке??? Может у них шок от кувырка их старшего товарища, а может, они знают точное расписание работы термиков??? Они действительно его знали.
15.00-15.30 – на рампе начинает происходить неспешная подготовка. Ура, Саша на старте. Аккурат, к открытию окна. Хотя, с такими сборами этот междусобойчик именно им и оказался – крайние стартовали около 17.00. Так, двойка компетов в воздухе, немного выкрутили и ушли дальше. И снова вялые перемещения. Сил больше ждать уже нет. Занимаю место в центре поляны, рядом Твердо, за нами Саша, с крыльями наперевес у края площадки Урри и Кутха – вторым паровозом будем мы сами. Потяжка прекратилась, начался легкий обратный – дождались, с досадой подумал я, сожалея, что не полетел за компетами. Но чу, колдуны (два, по краям площадки) в нерешительности стали попеременно робко показывать встречный. И вот улучив момент их (колдунов) единогласного мнения о встречном, стартую. Дежурный термик у старта уже заждался меня и мягко (+1+2) и радостно повез вверх. Так, сегодня я на вчерашние грабли не наступлю – искать и крутить буду сам, за местными не полечу. А то вчера, как Щука в Алмате, ломанулса за одним, думая что он мне все покажет – бросил поток, догонял на акселе при -3; -4, слил всю высоту, оказался ниже и просел, а он, на более свежем крыле, зацепил поток и выкрутил. Правда, далеко не улетел, сел рядом со мной на штатную, через 5 мин. Но все равно досадно. А тут – никого впереди нет, решения буду принимать сам.
Итак, Сашина установка «вначале набрать метров 300», выполнена. Надо попробовать слетать по забитому маршруту. До первого ППМа 5 км. 300 м будет маловато. Вчера этого хватило только на небольшой крючок перед посадкой. Нужен еще поток. Где его брать? Слева отличная отвесная стена м 700 высотой и км 3 длинной. Наверняка, за полдня нагрелась как утюг.
Но выглядит очень уж «непривычно» (жутко, до усер…) и бразапенчусы вчера там вроде не летали, может там низя. Но ведь хочется. А вот и один из первого паровоза, идет навстречу, обратно на старт, брать ППМ. И вроде над этой стенкой. Ладно, я ушком, самым краешком. Так и есть, живут здесь термики. Закручиваю. Помогать некому, значит надо попробовать воспользоваться советом Щуки – крутить, поглядывая на ЖПС. Ставлю масштаб «виток на четверть экрана» и уже чуть бодрее (+1,5; +3) набираю 600 м. Теперь можно и на первый ППМ слетать. И тут вижу, еще один местный крыл, значительно ниже меня, совсем немного покрутил у стенки и пошел дальше. Уверенно так пошел, словно знал, где следующий поток. И действительно, через км-полтора, начал обкручивать поток. Но он полетел уже к третьему ППМу, а я еще первый не взял, значит нам не по пути. Становлюсь на переход. Иду поперек ветра. Попробовал аксель, клеванты, оказалось, на балансировочной самое то. Откинулся в подвеске, глубоко вздохнул и, как советуют бывалые, огляделся по сторонам – красота!!! Линия горизонта значительно расширилась. Горы уже не выглядят так нависающе-
страшно. Теперь я сам над ними нависаю.
Где-то на полпути до фермы встречаю очередной термик. Прям как в книжке – на границе света и тени. Хороший такой, +2 – +2,5. Еще 500 м в копилку. 5 минут и я у цели, ППМ взят. Скорее обратно на старт. Пока возвращаюсь, слышу переговоры наших пилотов:
Саша: – Я сел. Между пос. площадкой и первым ППМом.
Твердо: – Кутха, ты где?
Кутха: – Я напротив левой скалы, ниже тебя.
Через время:
Кто-то: – Долина вся прогрелась, поднимает везде.
Урри: – Кутха, осторожно, я рядом, в потоке. Давай крутить вместе.
На возвращении к старту потоков, в которых набирал раньше, уже не было. Поэтому, израсходовав почти весь запас высоты, сильно надеялся найти что-нибудь у старта. Дежурный термик исправно нес свою службу. Нашел его почти сразу. На старте, тем временем, оставались еще разложенные крылья! Ну вот же поток. Стартуйте скорее и айда сюда. Нет… Сиеста – могучая штука.
Делаю несколько оборотов, слышу в радио голос Урри: - осторожно. Вова теперь мне показывает, где более мощный подъем. Перехожу к нему – варик откликается бодрым писком – временами проскакивает +3. Но вот поток закончился. Эх, пару десятков метров не хватило до кило над стартом. Так, что дальше, точнее – куда? По маршруту в Кастело, или может на палец слетать, слишком уж вызывающе он торчит.
Кастело далеко, время близится к закату, улетать в сторону от дороги не очень хочется. Слетаю-ка я на палец. Высоты много. Правда и лететь против ветра. Пока летел к заветному столбу, слегка потряхивало. Глиссада временами доходила до 2:1. Все. Я у цели. Еще и высота осталась. По ощущениям должен получиться фаишный треугольник. И значит, надо лететь на старт, замыкать его. Но, может над хребтом смогу еще поток найти. Так и есть – немного пройдя вдоль хребта, нахожу его. Делаю оборот, и слышу переговоры: Твердо сел, Урри собирается к нему. Кто-то из местных заходит на посадку. Остаться без подбора мне не слишком улыбается. Хватит, не стоит заигрываться. Еще немного вдоль хребта. А вот и водопадик. Впереди хребет идет на повышение и упирается в приличную горку. И я тоже, судя по глиссаде, в нее упираюсь. Теперь все. Разворот и к знакомому дереву, на посадку. Сели с разницей в минуту-полторы – Урри, я, Кутха.
На полянке нас встречала набежавшая из соседних фермочек детвора. Пока сложились, пообщались, пофотались, пришла машина подбора. Погрузились и домой, в хотел.
Вечером, когда мы поргуливались по городку в поисках подходящего кафе, нас догнал местный пилот и пригласил в то кафе, где сам ужинал с семьёй. Сдвинули столики и устроили парапланерную пирушку. Славное завершение замечательного дня.