Главная
20.04.2024
Дневник Алматы 2010
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
Написал Леший   
12.09.2010
Буквально после первого летного дня возникло непреодолимое желание как-то зафиксировать в памяти все, что происходит вокруг! Рука сама потянулась к ручке и не выпскала ее до окончания соревнований.

Термины и определения.
«Мозги» – бугристая поверхность, находящаяся чуть ниже и правее старта. Отличается повышенной турбулентностью.
«Лысая» – отдельно стоящая гора,  левее старта на 2,5км и метров на 500 ниже.
«Чайные поля» – поля в 7,5км от старта, куда садятся чайники. Вообще, в Казахстане чай не растет.
Высота старта – 1950метров в абсолюте.
Высота посадки – примерно 980метров. На запад, куда мы чаще летали, местность повышается.

 20 августа - приезд.
Мы с Совой прилетели в Алматы. На подлете просто прилипли к иллюминаторам, настолько непривычен и интересен пейзаж за окном – степь и горы с заснеженными вершинами. Быстро получили багаж, удивились, что на выходе никто не сверил номерки и вышли на 36 градусную жару. Нас встретил Михаил Крапивин, который отвез в лагерь, где живут дельтапланеристы – на ближайшие два дня это и будет и наш лагерь. Договорились, что завтра на старт едем на КАМАЗе дельтапланеристов и встречаемся с парапланеристами уже на горе.

 21 августа – 1 тренировочный день.
Просыпаемся, умываемся, завтракаем. У дельтапланеристов соревнования, поэтому из лагеря выезжаем строго в 11.00. Имущество у собратьев по воздуху более массивное, 25 пилотов едет в 2-х КАМАЗах. Высота лагеря 980метров, высота старта 1950, время в пути 1 час. Пока едем по асфальту, все вполне сносно, но как только выехали на грунтовку – ужас! Мы еще никогда не видели свои рюкзаки такими пыльными! Старты дельтапланеристов и парапланеристов буквально в 200 метрах друг от друга, интересно, как они не мешают друг другу стартовать? Еще поднимаясь в КАМАЗе, видим тандем, крутящий метров на 500 выше старта. Сова начинает прыгать и заводит свою обычную песню «Блин! Все пропустили! Я же говорил, что надо раньше ехать!». Гуляем по старту около часа в ожиданиях Михаила, погода начинает портиться – со стороны больших гор начинает надвигаться гроза. Выясняем у находящихся на старте пилотов куда лучше не лететь, куда садиться, чтобы гарантированно подобрали и решаем стартовать. Первым стартует Сова (похоже, у него пунктик такой, во всех новых местах стартовать первым), я следом. Дружно проваливаемся метров на 100, переходим «мозги» и начинаем шарить за ними. Нахожу поток, но не могу его с первого раза взять, какой-то он не такой! Лишь с третьей попытки удается оседлать пузырь и вместе с ним поднятья выше старта. С высотой скороподъемность увеличивается, после 2200 это уже бодрая тройка. Напуганный возможной грозой, бросаю поток и иду в сторону «фермы». Чуть впереди и ниже мелькает синий Астраль. Стоп, а зачем мне на ферму? Высота у меня есть, крыльев, удирающих от непогоды не видно, зачем мне на посадку? Разворачиваюсь, возвращаюсь в брошенный поток, и, более осмелев, набираю в нем уже 2300. Дельтапланеристам открывают стартовое окно и в воздухе начинают стремительно носиться их аппараты. Пока их присутствие не пугает – они ниже. Двигаясь в сторону лагеря (7,6км от старта), слышу, как Сову ругают за неправильную спираль в районе старта. Оборачиваюсь – синий Астраль садиться на старт. Отличная идея! Поворачиваю к старту, но из-за усилившегося восточного ветра только с третьего потока добираюсь до старта. Есть первый час в казахском небе! Во всех этих метаниях перед стартом у меня получился отличный ФАИ-шный треугольник чуть больше 10км, а я даже этого не заметил! Как оказалось, за спиной была не гроза, нас неверно информировали, и можно было спокойно крутить «до упора». Кто-то из пилотов сегодня набрал 3200, даже дельтапланеристы умудрились выбраться на 3000. Второй старт был просто слетом, до «фермы» недотянули пару километров. Выбирались долго, повезло, что нас подобрал и довез до лагеря один из местных пилотов. Приобрели бесценный опыт: «Не все красивое с воздуха остается таковым после посадки» (это я про посадку на поле с колючками).

 22 августа – 2 тренировочный день.
Утром заметили около палатки парапланерные рюкзаки, подошли узнать, как ребята будут добираться до старта. Знакомимся – Паша (ParaPasha) и Оксана (Oxa). Оксана из местных пилотов, она договаривается насчет большой машины, которая в данный момент встречает пилота на ж/д вокзале – это приехал Щука. У местных пилотов принято съезжаться к назначенному времени в определенный район («ферма»), туда же приходит арендованный КАМАЗ, который за 1000тенге (210 рублей) завозит на гору. После того, как все стартовали, этот же КАМАЗ по определенному маршруту собирает всех пилотов и привозит на «ферму». В 13:00 мы на горе. РП ставит задачу: треугольник ФАИ 36км, обе точки в долине. Готовимся, но первыми не лезем. В 13:30 открывают старт дельтапланеристам и еще минут через 15 воздух уже пестрит разнообразными летательными аппаратами. Идем на старт с Андреем. Сова? Сова как обычно – копается. У меня завязка, Щука улетает один. Он быстро набирает метров 400 и с большой группой идет брать первый ППМ. Стартую, теряю сотню метров и долго пытаюсь найти поток и набрать высоту. Через 10 минут стартует Астраль и, надо заметить, вовремя – сразу же в поток. Набираем метров 200 над стартом и на переход. Я чуть впереди, Дима сзади. Ориентир на фиолетовый тандем (тандемщики обычно знают все дежурные потоки в окрестностях старта). Догоняем, далее летим вместе. Тандем чуть раньше берет ППМ и летит в лагерь, мы идем долиной на второй ППМ. Буквально в паре километров от первой точки догоняем предыдущую группу, надо заметить изрядно поредевшую. Щука сел, отлетев от ППМ-а 4км, но он вернулся на 2км назад, к ранее севшему пилоту. Надо заметить, что местный подбор жестко привязан к маршруту и времени следования машины подбора, поэтому посадка к уже севшим пилотам очень разумна. Погода усиливается, пару раз удается выкрутить выше 2500. Со скоростью тоже проблем нет – в среднем GPS показывает 35км/час. На середине пути ко второму ППМ бросаю Сову и жующих нули компетиторов и лечу ко второй точке. Отпустив меня вперед метров на 300, компетиторы выстраиваются в кильватер, чтобы было удобнее следить, будет ли меня сливать или будет поднимать. Ближе к точке, в районе горящей помойки, начинает сказываться усиливающийся ветер, скорость падает до 25км/ч, потоки слабеют. Народ начинает сворачивать с маршрута кто в лагерь, кто на ферму. Набрать можно в дыму самой свалки, но там сильно трясет и плохо пахнет. По рации говорю Сове о том, что устал и лечу на ферму. Дима настроен брать второй ППМ. Пока раздумываю, дотянули ли до лагеря (11км) по ветру с высоты 750 метров теряю поток, в котором крутят 2 крыла и решаю лететь на ферму. Не долетел метров 300. Сложился, вышел на дорогу, а тут и подбор, со Щукой в кабине. Сову встретили уже в лагере. Он не долетел до ППМ-а 3км, повернул на ферму, до которой не долетел тоже 3км и сел к какому-то крылу. Расчет был верным – за пилотом приехал подбор, Диму довезли до дороги, с которой его подобрал другой пилот.
Итог дня: Щука – полет через ППМ на 14км, сел примерно через час. Леший – треугольник ФАИ 28,3км, в воздухе 2 часа. Сова – отличный полет через ППМ на 23км (для треугольника ФАИ слишком большой гэп), в воздухе 2 часа. У меня дико болит шея, с моими редкими и короткими полетами 2 часа работы в воздухе это много. Оба клянем Горыныча! По нашим оценкам Алматы по жесткости потоков похожи на наш перевал. Объясни он все толком, Сова взял бы с собой Мистика. Говорит, на переходе у Астраля глайд заметно хуже
.

 23 августа – облеточный день.
Переехали в базовый лагерь. Начался дождик. Разместились, зарегистрировались. Вечером обещают фуршет по поводу открытия соревнований. Вчера были уставшие от жары и долгого полета, за ночь отдохнули и рвемся в бой. Пообщались с Ильичем. Он нас испытывал! Меня назвал новичком, а Сову самым перспективным. Выдали регистрационные номера: Щука 123, Сова 195, Леший 199.

 24 августа – таск 1.
Погода 50 на 50. А точнее 70 на 30 – 30% что полетим, 70% что не далеко. Дождя нет, над головой разрывы в облачности, старт закрыт толи туманом, толи облаками. Тем не менее, погрузку объявили на 12:45. Из организационных мероприятий осталось залить точки в GPS и найти, у кого наши страховки. Несмотря на то, что у пилотов 70 приборов, с заливкой управляются за 40 минут. А наша страховка, по иронии судьбы, прошлым вечером сидела напротив нас.
На старт едем вовремя 3-мя КамАЗами. Небо в облака, просветов мало. Тягун после дождя раскис, КАМАЗ буксует и последние 100 метров идем пешком. Рюкзаки в машине, которая только с третьей попытки штурмует подъем.
Учитывая весьма спорную погоду, задание ставят маленькое – 30км. Первая точка в 11км от старта через лагерь, под встречно-боковой ветер силой 4м/с. Никто не стартует, все ждут. Выпустив перед собой полтора десятка крыльев, к ним стартует Сова. В окружении пары дельтапланов и пары парапланов они слегка набирают над стартом и уходят в долину. Мы со Щукой ждем и наблюдаем. Сова крутит в километре от старта, общая масса высоту держит. Стартуем, чуть проходи вперед, и начинаем набирать. Высоко забраться можно, но поток сильно сносит за гору, а туда не хочется! Набрав метров 100-200, иду в долину, посматривая на летящие впереди крылья. Щука, припустив меня метров на 500, идет следом. Высота тает, потоков нет. Чуть ниже, параллельным курсом летит дельтаплан. На глаз, он летит быстрее, но не намного, примерно 45км/ч. На краю поселка какое-то крыло пытается крутить поток, поворачиваю к нему. На высоте всего 300метров заунывный вой вариометра сменяется несильным, но весьма долгожданным пиканьем. Мягонько-мягонько, тихонечко начинаю центровать поток. Центрую, а сам прибалтываю крыло, что полетали мы еще мало, что нам надо чуть набрать, что нам бы сесть поближе к лагерю. Очень благодарю его за первые 200метров высоты. На высоте 650метров теряю поток и, не став его искать, лечу дальше. Щука мечется внизу и через какое-то время передает, что 123-тий сел. Сова бросает (ай-ай-ай!!) свой поток и летит рядом со мной, чуть выше и сзади. В районе большого перекрестка с заправкой нахожу ядреную тройку, которая с приличным сносом дарим мне полторы сотни метров. Пока я ее обрабатывал, Сова выскочил вперед, но чуть слился. Пролетая над лагерем на высоте метров 200, понимаю, что при таком ветре протяну никак не более километра. Наблюдаю, как Сова меняет курс с карьера, над которым на такой высоте опасно, и садиться на поле. Через пару минут повторяю его маневр, сев на пару сотен метров дальше. Подбор ждать не стали и пошли в лагерь пешком. А в лагере полно народа! Это значит, что они все сели ближе к старту и их привезла первая машина.
Итог дня: дистанция 29,4км, лидер 23,3км, Щука 4,8км, Сова 8,8км, Леший 9,3км. Удивительно, оказывается при такой погоде, можно прилично летать! Из-за массовой посадки (около 50-ти пилотов!!!) в пределах первых 7км, очков дали мало, но даже я со своим скромным результатом оказался на 13-ом месте.

 25 августа – таск 2.
Погода еще хуже, чем вчера! Вчера хоть разрывы были. Отъезд на гору дважды откладывается, по факту выезжаем в 12:30. Несмотря на погоду, предполетную проводят быстро, задание ставят простое, но длинное – старт, в 5км в сторону лагеря точка с радиусом 3км, которая не является ППМ, но есть начало отсчета времени. А потом 38км вдоль гор. Из плюсов – в 7км «чайные поля» и лагерь, из минусов – в 10км «бермудский треугольник», то есть место, где нет дорог и, в случае посадки, откуда предстоит долгий пеший путь. Спрашиваем опытных: «Как лететь?». Никто не знает, все ждут первого. Наконец кто-то взлетает и на старте сразу начинается оживление. Встегиваюсь в подвесную систему, Щука уже идет на старт. Сова? Сова как всегда. Сам момент старта Андрея пропускаю, вижу только, как он с первым паровозом крутиться перед стартом. Через пять минут дельтапланерный РП прогоняет их всех от старта, и вся группа идет брать спид-секцию. Стартую и иду вслед за уходящей группой. До начала спид-секции всего 2км, прохожу их на качестве и сразу после пересечения стартового радиуса попадаю в поток, с которым мне очень по пути. Погода к тому моменту начинает налаживаться – выглянуло солнышко, пошел прогрев, первые потоки прорвали облачность. Сова стартовал буквально на 5 минут позже, сразу же набрал над стартом и поплыл надо мной в стартовый цилиндр. О приключениях Щуки писать не будут, ибо это отдельная большая история. Я же, бросив Сову, догнал предыдущую группу и полетел с ними. Отойдя от старта на 10км, у меня случилась беда – я слился! У меня осталось всего 300метров над посадкой, а, учитывая повышение местности в предгорьях может и того меньше. На самом краешке отрога, над стадом пасущихся овечек удалось нащупать слабенькую ниточку восходящего воздуха. Тут зарождался поток, надо только чуть-чуть его подождать. Как и вчера, постоянно общаясь с крылом, удалось наскрести пару сотен метров, далее поток окреп настолько, что высота стала расти на глазах. Ко мне стали стягиваться отставшие пилоты, которые еще пару минут назад казались на недосягаемой высоте, а теперь крутились подо мной. Поток закончился на высоте 2370. Хорошо, прохладно, земля теряется в дымке. Иду на переход с большой группой компетиторов. Та часть долины, где лежит цель, закрыта облаками, поэтому рассчитывать на сильные потоки нечего. Сливаю почти 800метров и с высотой 1500 начинаю с остальными крутить слабенький поток. И тут я ошибаюсь! Набрав 50метров, неправильно учитываю снос потока ветром, теряю его и, пытаясь найти, трачу эти набранные метры. Бросаю эту затею и иду на долет. В погоне за лишними метрами маршрута на высоте 10 метров пересекаю провода, ловлю динамик от забора и сажусь, не долетев до финиша 16км. Только складываю крыло – голос Совы «Леший, ты где?» Он пока на 6км дальше, но летит. Видно, что погода кончается. Группа, которую я покинул, потеряв поток, тоже подслилась и пошла на долет. Прикидываю, что они рассядутся в 10км от финиша (там и оказались). Пока собирал крыло, заметил Сову. Ему не хватило буквально 100метров высоты, чтобы перемахнуть овраг и долететь до меня.
Первый раз за 4 лётных дня мы попали в КАМАЗ подбора. Жестко протреся нас по пыльным кочкам, он привез нас в лагерь, в котором нас уже поджидал жующий шашлык Щука.
Итог дня: дистанция 38,7км, лидер пролетел 29,7км. Щука 7,1км, Сова 20,9км, Леший 23,5км. По итогам 2-х дней из 74участников Щука 45-тый, Сова 23-тий (и это на старой двойке!!!), Леший 13-тый. Опять дружно костерим Горыныча! Если бы Сова летал на Мистике, думаю, результаты у него были бы намного лучше. Андрей написал заявление на участие в командном зачете. Нам будет нелегко – команда состоит из 5-ти человек, но в зачет идут 3 лучших результата, то есть в нашем случае в зачет команде идут абсолютно все наши полеты.

 26 августа – таск 3.
Погода просто звенит! Ясное небо, тепло, солнышко светит! С нетерпением ждем завоза на гору, сегодня, наверное, поедем вовремя. Интересно, какой длины будет таск? Гадаем… 100%, что не менее 50км. Посмотрим!
На гору заехали рано, но предполетную ждали почти час. Дождались – 58км через 4 ППМ-а с воздушным стартом в 2-х км от горы. Договариваемся, что первым стартует Сова, мы отпускаем его на 5 минут и взлетаем. Так получилось, что отпустили больше, чем на 5 минут – ветерок усилился, и старт был занял. Стартую и тут же лечу брать воздушный старт. По пути ничего положительного не встречается, старт беру с потерей высоты в 300метров и сразу же иду к «лысой». Нахожу себе персональный поточек и начинаю его раскручивать. Под меня стекается народ, в том числе и Щука, который меня не видел. Мы встретились с ним уже на вершине потока, на высоте 2300метров. Отпустив вперед красно-белый бумер, пошли на переход. Бумером видимо управлял опытный пилот, который хорошо читал рельеф, именно поэтому он свернул к неприметной ложке в глубине гор. Он как-то быстро и ловко крутанул весьма рваный поток и ушел дальше по маршруту, оставив нас жевать эту рвань. Мне удалось выскочить над Щукой и дальше дело пошло ловчее – борясь со сложениями и удерживая прыгающее крыло, выкрутил под самую базу, почти на 2500метров. Бросаю Андрея и иду дальше, держа курс на пухленькое облачко. Все просто отлично, одно плохо – лечу один. Под облаком чуть поболтало, но подъема не нашел (как потом подсказали опытные пилоты – не там искал). Ладно, пойдем дальше, благо пока иду с глайдом 1:12. Весьма бестолково теряю 100метров высоты под нарождающимся облачком, ничего не нахожу и иду брать первый ППМ. По прибору вижу, что точку беру в любом случае (20км от старта) и еще чуть-чуть останется. Понимаю, что на финише мне не быть, соглашаюсь, что если возьму второй ППМ буду вполне доволен. Насквозь прошиваю цилиндр первой точки и тяну дальше. С высоты 200 метров начинается приступ «очковой болезни» - 2 витка в каком-то шальном потоке, пролет между тремя холмами, протяжка над нескошенным полем, наградившим ассиметричкой на высоте 20метров и посадка в самый край поля. Дальше просто некуда было лететь, дальше бурьян. До второго ППМ-а 1,4км, получается, до взятия точки я недотянул 1км. Сразу вспомнил свои шараханья под облачком, стоившие 100метров высоты, которые могли бы дать возможность пролететь этот километр. Докладываю в рацию о посадке и тут слышу голос Щуки «А ты где сел?» Во, дела! Он еще летит! Как потом выяснилось, он отрожками, отрожками, то там 50метров подберет, то там 100 накрутит, так и взял первый ППМ и показался в поле моего зрения. Пытаюсь усадить его рядом с собой, но ему не хватает буквально 20метров высоты, чтобы перемахнуть холм и он подсаживается на его склон. А Сова? Сова сел раньше, на 600метров вылетев за Л0. Он повторил вчерашнюю ошибку Андрея – бросил пусть слабый, но свой поток и полетел за жирным журавлем. Журавль на проверку оказался перепелкой, заманивающей на «чайные поля». Когда обман раскрылся, было уже поздно, максимум, что он смог сделать – вытянуть маршрут в сторону насколько смог.
Итог дня: дистанция 50,8км, На финише 5 человек (точнее 6, но у лидера GPS не записал трек и ему поставили Л0, то есть 7км – обидно!) Сова 7,6км, Щука 21,1км, Леший 21,9км. По итогам трех дней: Щука поднялся на 36место, Сова опустился на 28, Леший опустился на 17-тое. В командном зачете команда «MagadanSky» занимает 7-ое место из 13. 

27 августа – таск 4.
Утро! За окном светло. Пока Сова и Щука продирают глаза, одеваюсь, споласкиваю лицо и на пробежку. На небе какая-то высотная размазня. Интересно, насколько она может помешать полетам? Утро по уже заведенному расписанию: завтрак, проверка снаряжения и погрузка в КАМАЗы. Опять час слоняемся по старту в ожидании постановки задачи. Расчет прост – склон гор имеет северную экспозицию, поэтому прогрев начинается с 14часов. Задание сегодня просто на диво: старт и сразу на единственный ППМ, который в 60км, потом чуть-чуть против ветра. Итого примерно 66км.
Стартовать никто не торопиться. Только минут через 20 после открытия старта от склона отрывается какое-то красное крыло. Через пару минут стартует Миша Крапивин. Красное крыло, чуть помучавшись, отваливает на посадку под «лысой», а вот бумер Крапивина упорно борется за свою высоту. Самые нетерпеливые начинают готовиться. Ждем на старте, наблюдая, уж больно неоднозначная погода. Пропускаем полтора десятка крыльев, а все непонятно, держит или нет. Наконец замечаю группу из 5-7 аппаратов, которые крутят уверенно и уже далеко – можно стартовать. Крылья стартуют уже одно за другим, приходиться пару минут ждать своей очереди. Сразу иду на лысую гору, на подходе нахожу поток, ко мне, как это заведено, сразу же слетаются все окружающие крылья, в том числе и Щука. Выкручиваю до 2080метров и расходимся – он идет к более пологой части стенки, а я сразу в крутизну, целя на уже крутящий аппарат. Переход получился отвратительным, потому что высоты потерял слишком много и пришел почти в склон. Пришлось оттуда сруливать, опять же тратя драгоценную высоту. Так она и потерялась на всякие глупости почти вся. Щука крутился на пару отрогов дальше и чуть выше, но до него мне не дойти. Повезло, других слов нет, нашел поток, который подарил мне 300метров высоты. Так и пошел вперед, как вчера Щука, прыгая с отрога на отрог, подбирая все, что можно. А вот на долете не повезло – не хватило буквально 3-х метров высоты, чтобы проскочить между двумя холмами и сесть на поле. Щука сел чуть раньше, разогнав небольшой табун лошадей. Созвонились по телефону, поискали Сову. А Сова летит! Тем же самым образом, что и мы, подкручивая везде, где получалось, он протянул дальше нас всех.
Итог дня: дистанция 67,6км, лидер пролетел 50км. Щука 10км, Леший 11,9км, Сова 13,1км (молодец!!). По итогам 4-х дней все поднялись на 2 места вверх: Щука на 34, Сова на 26, Леший на 15. А вот команда сползла на 10место. Стали считать результат не 3-х лучших полетов, а 4-х, так что тут мы в заведомо проигрышном положении. Команды из 3-х человек только у нас и у Узбекистана. Есть возможность увеличить численность команды за счет Маэстро, но тот согласен только при условии замены названия команды на что-то дальневосточное. Решаем, что лучше выступить втроем, но сохранить название команды. 

28 августа – таск 5.
Вот сегодня погода, так погода – ясно, чисто, горы видно отлично. Среди топов легкое волнение – у лидера по итогам 4-х летных дней (Орешкина) очень маленький отрыв от преследующих пилотов и в случае его ошибки его могут легко догнать и обогнать.
На горе видно, что погода хоть и похожа на вчерашнюю, все же разительно отличается: вчера из-за спины выползала мощная кучевка, сегодня же над горами висят редкие клочки. Опрашиваем опытных пилотов, которые говорят, что сегодня день «голубых термиков» и будет работать долина.
На предполетной неожиданный сюрприз – летим вчерашний маршрут! Ильич шутит: «Вы же вчера не долетели, вот и будете летать каждый день, пока до финиша не доберетесь!». По первым взлетевшим видно, что держит лучше, чем вчера, народ стартует охотнее. Мы с Андреем стоим в очереди, выпустив вперед около 20-ти крыльев. Так получилось, что в нашем углу старта произошло несколько фальстартов, из-за чего между мной и Щукой влезло несколько пилотов. Стартую и понимаю, что стартовал в противофазу. На «лысой» не держит, на стенку пришел метров на 500 ниже старта. И начались мое получасовое жевание соплей у стенки. Пару раз думал все бросить и двинуть дальше по маршруту, но оставался. И не зря! Наконец пришел поток, и я в гордом одиночестве выкрутил до 2380метров, в процессе набора вполне удачно снестись на пару километров в сторону ППМ-а. На отрогах в районе стенки замечаю 2-х пилотов, пытающихся стартовать. Видимо они не рассчитали высоту и вынуждено подсели на склон. Сова крутит чуть дальше и ближе к долине, видимо он стартовал в более удачный момент, и ему не пришлось тратить время на выживание. Решаю идти горами. Сильно жаться к вершинам страшно, все-таки они выше, а я далеко от долины и один. По радио слышу запрос пилота, севшего на запаске на отрог. С ним все благополучно, он получил фронталку, потом ассиметрию и галстук. Высоты растрясать всю эту красоту уже не было, и он применил запасной парашют. Надо заметить, ему очень повезло, что он сел на гладенькую вершину отрога, а не в распадок, изобилующий громадными валунами. Слившись на переходе до высоты старта, начинаю более внимательно идти по рельефу, выискивая места возможных сходов потока. И нахожу. К стенке, с вершиной более 2000-х метров подходит несколько отрогов. Вот над одним из этих отрогов мне в крыло и долбануло почти +5. Стало страшновато – я один, до долины далеко, стенка каменистая и воющий поток, а еще запаска на склоне в паре километров от меня. Выдержки хватило на 2 оборота в ядре да на пару оборотов на периферии. Хоть и дало это более сотни метров высоты, стенка ниже или дружелюбнее не стала. Решаю, что горных приключений с меня достаточно и пора выползать в долину, все равно полностью горами до ППМ-а не дойти. Дима крутится с другими в потоке в долине, примерно в 5км от меня. Прикидываю, что на таком переходе до них могу расстаться со всей своей высотой. Пожалуй, лучше, если в долину выползу постепенно, подбирая все, что будет попадаться (как оказалось позже, это была ошибка!). Полностью реализовать план не удалось, так как по пути практически ничего не попадалось. С 1200 начинаю активно вытягивать в долину, стараясь не сесть высоко в холмах. Сел высоковато, метров 100 высоты можно было бы лететь.
КАМАЗ ждать пришлось часа полтора, созвонился со Щукой, попытался позвонить Сове, но он не брал трубку. Каково же было мое удивление, когда за мной приехал пустой КАМАЗ! Как это понимать? Все на финише или на «чайных полях»?
Итог дня: дистанция 67,6км, лидер 65,9км. Леший 21,9км, Сова 33км, Щука 34,1км. Итог по местам: Щука и Сова поднялись на 4 места до 30 и 24 соответственно, Леший съехал на 7 мест до 22-го. Завтра крайний день, есть вариант, что ближайшие 2 дня летать запретят из-за празднований дня Конституции и возможного приезда президента. 

29 августа – таск 6.
Ура! Сегодня летаем! 6-ой соревновательный день подряд! Так как сегодня награждение и закрытие, задание ставят короткое, раннее, с 10-ти км отрезком против ветра и недалеко от лагеря. Даю себе установку «Стартую рано!». Стартовал рано, но все же чуть позже, чем лидеры. В их поток я уже не успел, они набрали под 2500 (а может и больше), мне же удалось выбраться всего на 100метров выше старта. Иду брать воздушный старт. Лидеры тоже идут, а вернее плывут над моим крылом на офигенной высоте! Как только GPS пискнул о взятии старта, отворачиваю к стенке, где уже крутят поток с десяток крыльев. Подстраиваюсь под них и мы вместе начинаем набирать высоту. Нам удалось выбраться до 2500метров, а Рэму, из команды Узбекистана, метров на 100 больше. Мы пошли сразу брать точку, которая располагалась в долине возле самой подошвы, а Рэм полетел горами (как потом оказалось – и правильно!). ППМ взял с высотой 2000метров, развернулся на следующий, а тут сюрприз! Встречный ветер уменьшил путевую скорость в два раза и почему-то начало сливать. Мне бы так и пойти на долет, но я увидел по курсу крутящую группу и на акселераторе рванул к ним. Набрать удалось метров 200, потом каким-то чудесным образом из потока выпал и больше его не нашел, как ни старался. Пометавшись по полям, высоты не наварил, только дождался усиления ветра и падения качества до 1:2–1:3. Так и сел. За пролет над скошенным полем был наказан ассиметричкой процентов в 60 на высоте метров 30. Как всегда сожаления – надо было сразу идти на долет, может, пролетел на пару сотен метров дальше.
Итоги дня: дистанция 25,8км, на финише 5 человек. Сова 10,5км, Щука 10,9км, Леший 14,6км.
Итоги соревнований: Щука 30-тое, Сова 27-ой, Леший 23-ий. Команда на 9 месте. 

Анализ первых соревнований.А не все так страшно! Летать можно и даже с неплохим результатом! Есть несколько моментов, которые помогают выступать:
1. Летай в группе. Соло тоже можно, но сложнее и обычно медленнее. Группа летит быстрее, потому что у нее шире зона обнаружения потоков, не надо так утюжить рельеф. Группа кинет тебя ближе к финишу, но нам пока это не важно.
2. Не сиди на старте. Если видишь, что крылья в воздухе держатся – стартуй. Если для тебя проблема удержаться, когда остальные летят, значит, тебе эти советы читать пока рано.
3. Не ленись ходить. Если до машины подбора есть время – лети сколько летится. Еще ни один пилот не умер, от пешей прогулки в пару километров.
4. Не забывай расписываться на старте и финише. 50 очей штрафа это пара километров полета.
5. Первый поток крути до базы.
6. Лучше крутить свои +1, чем погнаться за чужими +3. Исключение только когда высоты уже много.
7. Стабильность приносит больше результатов чем риск. Завершая каждый день с пятым результатом в итоге можно оказаться и первым, рискуя, чтобы быть первым, можно оказаться и сороковым.
8. Пользуйся акселератором. Реально, он нужен не тогда, когда вас сдувает за гору. Он нужен, когда есть лишняя высота; он нужен, когда в паре километров от вас крылья начали обрабатывать поток и вы хотите туда; он может пригодиться, если надоела турбулентность в воздухе и хочется отдохнуть (мое крыло на чуть выдавленном акселераторе не так болтает); он необходим при всех полетах против ветра.
9. Учись висеть в нулях. Есть шанс, что через минуту-другую нули сменяться плюсами, надо только уметь в них ждать.

Конкретно у меня обнаружилась большая проблема – я не умею обрабатывать потоки! Алматинские потоки более широкие и более спокойные, так вот в них не могу найти ядро. Часто теряю поток, неправильно определив его снос. В Магадане таких проблем не наблюдал, но это возможно из-за того, что летал один. Когда группа выкручивает и уходит, а ты остаешься, не заметить такое просто невозможно!
Погода первых двух дней показала, что летать можно в погоду, на первый взгляд совершенно нелетную! Конечно, имея километр сразу после старта легко обшарить склон в поисках потока, набрать побольше высоты, а потом сдуться по ветру, но такое надо делать стабильно! Сова очень удивился, увидев совершенно постные аэрограммы по Алмате – он ожидал все, что угодно, но никак не желтый столбик до 3000метров. Но это был обычный летный день, с нормальными наборами. Градиента тут нет, это правда. Первые дни на горе было так же жарко, как и в низу.  Поэтому вверх тут поднимается не влажный воздух, как у нас, а теплый сухой воздух. 

30 августа – облеточный день.
Регистрация на вторые соревнования и облеточный день. Ильич рекомендовал отдохнуть, сказал, что первую 30-ку в КАМАЗ не пустит. Вечером, на банкете, он подсел к нам, и мы уговорили его пустить нас полетать. Пустил.
Денек был ветреный, задание поставили до точки А30 (акведук), реально же долететь получилось только до лагеря. Сильный ветер закладывал поток на 45градусов и сильно снижал путевую скорость. Если бы день шел в зачет, старались бы сильнее, сегодня же не стали тратить силы и время на борьбу с ветром – завтра первое упражнение вторых соревнований и надо хорошо отдохнуть. 

31 августа – таск 1.
Первый день вторых соревнований. Гадаем о количестве участников, кое-кто говорит, что их под 80! На старт заезжает 3 полных КАМАЗа. На горе все же ждать легче, чем внизу. Во-первых, не так жарко, во-вторых, ближе к полетам, а, в-третьих, время от времени кто-то взлетает и можно за ними понаблюдать. Задание, для первого дня, Ильич ставит вполне приличное – 48км через 4 ППМ-а с обязательным куском против ветра. На старт иду одним из первых, стартовать хотел в первой 20-ке, но не вышло – они как поперли! Сразу пересекаю стартовый цилиндр, пытаюсь покрутить в нем нули, но в воздухе столько крыльев, что спокойно работать не дают. Бросаю нули и через «лысую» иду к стенке. В эфире крик: «Крыло падает! Запаску! Запаску!» Кручу головой, пытаясь увидеть, где и что происходит, но успел только заметить как на склон «лысой» лег пестрый купол запасного парашюта. Пилотесса сообщает, что с ней все в порядке, РП призывает всех прекратить гам в эфире. Ничего себе, первый день, только взлетели, а уже запаска! Ладно, не отвлекаемся, надо лететь. Чуть жду у стенки, подходит поток, начинаю его крутить. Тут же налетела толпа охотчих до тепленького и восходящего. Они поток обкрутили и свалили в долину, а я остался  с красно-белым бумером докручивать, и не зря! Вслед за первым пузырем подошел второй, и мы в паре набрали еще по паре сотен метров. Отпускаю бумера вперед и аккуратненько иду за ним. Дважды получается как по нотам – слил высоты на переходе, набрал в потоке и на переход, слил высоты на переходе.… Как будто идешь такими мелкими шажочками километра по два. Бумер же рвался вперед, у него прыжки были в два раза больше. Но и поток он нашел зачетный, выкрутил в нем быстро и много. Пытаюсь подобраться под него, но между нами такой небольшой скальничек, который перейти может и могу, но что-то уж совсем низко. Глубоко в горах выкидывать такие фокусы совсем не хочется, поэтому бумер приходиться оставить в покое и искать себе триггер пониже. Не нахожу, беру курс в долину, в надежде найти поток по пути. Нахожу, но обработать его не могу, только теряю высоту. Надо же, уже который раз иду горами и еще ни разу не получилось нормально выйти в долину. Ладно, у других дела не лучше. Выползаю в долину, оттягиваю, насколько это возможно, посадку ближе к ППМ, и сажусь на склон холма. Каково же было мое удивление, когда увидел над головой крыло Оксаны, заходящей на посадку – у чемпионов тоже дела идут не очень!
Итог дня: дистанция 48км, лидер пролетел 26,8км, Сова и Щука уселись под «лысой», как и остальные 40 участников, Леший 13,6км (15 результат). Команду опять выставили из 3-х человек, решили, что лучше втроем за Магадан, чем впятером за какую-то сборную команду. 

1 сентября – таск 2.
Что сегодня 1-ое сентября почувствовали сразу с утра – в кафе завтраком кормили мужчины, женщины, скорее всего, повели детей в школу.
Завоз дважды откладывали. В итоге затолкали 70 человек в 2 КАМАЗа (килькам в банке просторнее!!!) и повезли. Куда? Сами знаете куда – на гору! Потом долго ставили задание. Сначала Ильич пытался, чтобы задание поставили призеры прошлых соревнований, потом полетели дельтапланы и про постановку таска все забыли. Потом начали кричать «Полетели, полетели, вон даже дельты крутят!» Вдали начал грохотать гром… Таск поставили короткий, всего 32км с воздушным стартом в 15км. Никого не жду! Хватаю крыло и на старт. Стартовал во второй десятке, Щука раньше, даже не заметил когда. Сразу иду на стенку, чуть подкручивая попадающиеся плюсики. Так получилось, что к «лысой» шли вместе с Кариной (Венус-2). Над «лысой» я довернул левее к стенке, а она ушла вправо. На стенке ничего, стал спускаться по хребту вниз. Ветер северный, скорость 25км/час, высота тает. До окончания хребта не дошел, решил, что всегда успею, пошел опять вверх. Нашел, подкрутил пару сотен метров, пошел опять вниз. Ба, Сова летит! И Карина между стенкой и лысой поток крутит. Пытаюсь зарулить под нее, поднимает слабо, видимо у нее поток сильнее, потому что она много выше. У меня не получается! Выкрутил до 1800, дальше все, не идет. Сова пошел ниже по хребту, Карина встала на переход. Жду наверху стенки и, наконец, дождался. Выкрутился до 2250. Сова по рации предлагает идти дальше по маршруту. «Пошли!», а сам еще 2 виточка сделал – ну раз поднимает, не бросать же! А дальше был обычный, 10км баллистик. Крыло как влитое, плюсов нет вообще, только вниз, вниз и вниз. Туча, которая начала громыхать еще на старте, закрыла горы и перекрыла доступ солнечным лучам. Сама по себе она подсоса не давала. Нет, может и давала, в горах крылья были выше, но ведь страшно! Про грозы много чего наслушались и начитались, личного опыта общения с ними нет, а ошибиться в определении «опасно - не опасно» не хотелось. Кто шел горами, прошел дальше, кто, как и мы, с одного подъема пошел в долину – расселся в районе точки А40. Пока час ждали машину, поднялся сильнейший ветер, вовсю засверкали молнии и начал накрапывать дождь. Не хотел бы я оказаться в это время в воздухе!
Итог дня: дистанция 32,7км, лидер пролетел 23,3км. Щука меньше 7км, мы с Совой сели на поле конопли в 13,4км от старта. На сегодня по местам: Щука 39, Сова 27, Леший 18.

 2 сентября – таск 3.
Все утро мучили сомнения – будут полеты или нет. Вечером был дождь, ночью страшный ветер, утром западный (впервые с нашего приезда!) ветерок и облачность, правда, высокая. Успокоили – на гору точно поедем, а раз будем на горе, слетим обязательно!
Заталкиваемся в 2 КАМАЗа и ровно в 12:00 отбываем. У дельтапланеристов соревнования закончились, так что у нас даже пристрелки нет. Грустно слоняемся по старту. Ильич задание не ставит, непонятно, чего ждет. Раз погода на вид слабая и ветерок чуть с запада, все ждут, что полетим по ветру, в стороны Алматы.Наконец предполетная и вот он первый сюрприз – летим против ветра! Оказывается, Ильич не просто так ждал. Хоть нам и лететь при встречном ветерке, но зато в сторону, где погода лучше. Второй сюрприз – новое упражнение. До этого мы летали полет до цели с общим временем, а сегодня летим полет до цели с индивидуальным временем. Опытные товарищи рассказали, в чем отличия от предыдущего упражнения, мы забили маршрут в приборы и на старт. Первым стартует Серега Левин. Отошел от склона и попёр вверх, да так лихо! Что тут началось! Народ ломанулся стартовать, буквально через 5 минут перед стартом в столбе километровой высоты крутило аппаратов 30, не меньше! Я не успел. Пока нашел место, пока переждал обратный ветер, а потом и штиль, первый паровоз рванул на переход. Неважно, сегодня у всех учет времени личный, так что можно не торопиться. Стартую первым во втором паровозе, сразу от старта пытаюсь завернуть спирать и чуть лоб в лоб не сталкиваюсь с каким-то Эдвансом. Блин, откуда ты взялся! Приглядывая за ним внимательнее, начинаю набирать чуть в стороне. Тут и Дима взлетел и Диму явно прет! Подруливаю под него и начинаю наваривать высоту. Выкрутив метров 300 над стартом, Сова пошел на первый переход, а я остался добирать. Где-то в районе стенки синий Астраль втыкается в поток и, встав в крен градусов в 45, начинает быстро набирать высоту. Большая группа крутит над стартом, по ощущениям они выше меня метров на 500. Все же решаю идти не к ним, а дальше по маршруту. Не доходя до стенки, втыкаюсь в широченную двойку, в которой почти 10 минут работаю в полном одиночестве. Выкрутился до 2800, а народ над стартом все также, метров на 500 выше. Как потом выяснилось, Щука был в этой группе и высоты у него было 3300. По радио слышу голос РП: «Вы что, на солнце лететь собрались?» Как по команде вся группа над стартом бросила поток и встала на переход. Пора и мне! Дабы сильно не сливаться, иду на акселераторе, очень экономно, подкручивая на каждом потоке. Высота в пределах 2600-2700, но так как полет при легком встречном ветре, этой высоты хватит пройти всего километров 7-8, а до первого ППМ 19. Мне, как догоняющей стороне видно, что дела у тех, кто идет горами лучше, чем у тех, кто идет долиной. Прижимаю больше в горы, благо в этот раз для этого высота есть. Пока я шел, обрабатывая каждый пузырь, Щука меня догнал и даже чуть-чуть обогнал и теперь крутил поток ближе к долине. И тут голос Совы: «Леший, Щука, я сел!» Вот те на! У нас тут высоты навалом, а ты сел! Надо заметить, сегодня под «лысой» крыльев не видел, значит, на маршрут улетели все. Кто же знал, что такая обычная с вида погода даст такие мощные наборы! Ладно, сел так сел, что тут делать, мы летим дальше. Подхожу к ППМ-у на 7км и начинаю более круто выруливать из гор в долину. Крайние разы у меня не получалось и к долине высоты не оставалось. Как вариант – сдуться поглубже в горы, набрать там высоты побольше и потом штурмовать ППМ. Нет, это долго, будем крутить все, что попадется по пути. В этот раз выход из гор получился более крутым к ветру, может быть это и позволило легче находить потоки. ППМ взял с запасом высоты метров в 800. Прохожу вперед еще метров 500 и слышу голос Щуки «Леший, Сова, я сел!». Блин, а так хорошо шел по дистанции! Он недотянул до финиша всего 2км, то есть получит очки за дистанцию, но не получит очки за время. Мне до финиша 4,5км при встречно-боковом ветре. GPS показывает глайд 1:5, то есть дохожу, но где-то на грани. Накручиваю 20метров в какой-то сопле и понимаю – дохожу! Волшебную палку к бою! Пли! Вытянувшись на первой ступни акселератора, несусь к финишу. Хотя несусь это громко сказано–ветер то встречный, но 40км/час есть. Финиш взял с запасом высоты метров в 200. некоторые финишировали и с километром! Радости, конечно, навалом! Первый финиш! Погода оказалась мощнее, чем думали, и дистанция получилась очень легкая.
Итог дня: дистанция 23,4км, на финише 34 человека. Время лидера 31 минута, мое время 67 минут (по дню это 20-ый результат). Сова 13,7км, Щука 21км. По итогам 3-х дней мы с Совой съехали на 1 место вниз (19-тое и 28-ое соответственно), а Щука на 2 до 41-го. Команда на 9 месте из 10, обогнав только команду Узбекистана, которая тоже летает втроем. Для проверки добавляю нам «эталонного чайника»–были бы на 7-ом месте.

 3 сентября – таск 4.
Отличный денек! Утро очень прохладное, солнышко светит ярко, значит, есть надежда на хороший контраст и прогрев. На радостях съедаем по две яичницы.
На старте легкий прямой ветерок, кое-кто раскладывает крылья и начинает заниматься наземной подготовкой. Остальные или слоняются по старту, не зная, чем себя занять или просто спят. Наконец предполетная. Дистанция не очень большая, всего 39км через 3 ППМ-а. Казалось все как обычно, летим в привычную сторону. Народ стартует дружно, буквально в 5 минут слабенький поток перед стартом расцвечивается во все цвета радуги. Со старта кажется, что во всем этом метании крыльев нет никакой логики, поверьте, это не так! Стартую и к ним. Дергано сегодня как! Чуть набираю и, по разлетающимся крыльям понимаю, что поток кончился. Ладно, сотню метров наварил, можно и на стенку. Между стенкой и «лысой» нахожу поток, начинаю его крутить, но все не могу в него попасть полностью! Находящийся со мной на одной высоте AirWolf проходит через мой поток и сруливает на посадку под «лысую». Не хочешь, как хочешь, а я пойду на стенку! На стенку шлось тяжеловато. Первый паровоз крутил чуть дальше и, на мой взгляд, ниже, чем следует. Ну, я же самый умный – накручу на стенке и пойду к ним! Но на стенке почему-то не крутиться. Мысль перескочить на соседний отрог отбрасываю как преждевременную. Бело-бордовый бумер, который отвисался чуть выше по стенке, прошелся по плюсикам, в которых я елозил и полетел в сторону моих мыслей – на следующий отрог и чуть ближе в долину. В чем прикол сегодняшнего дня я понял чуть позже, когда в поисках потока отошел от стенки чуть в ущелье. Сразу же накрыло хорошими минусами, скорость упала до 15км/час – ротор! Иду по ротору вдоль хребта в ожидании, что удастся перескочить на обратную, наветренную сторону отрога. Как бы ни так! Так и прошел километр вдоль всей стенки в роторе, получая постоянные удары по крыше и придерживая прыгающее крыло.Какое это отвратительное чувство – сидеть под «лысой»! Конечно, летать в Алматы и не посидеть под «лысой» или на «чайных полях» это многое пропустить, но кто то хотелось обойти эту сторону полетов. Если бы тут стояла машина, мы бы успели заехать на старт и стартовать повторно, но машины нет! Через какое-то время успокаиваюсь. Щука тоже сел под «лысой», Сова протянул на 1,5км дальше, но из Л0 не вылетел.
Итог дня: дистанция 39,2км, лидер пролетел 36,3км, из Л0 вылетело всего 26 человек, остальные 40 расселись на первых 7км дистанции. Каким-то чудесным образом у меня и Щуки сохранились места (19 и 41), а вот Сова сполз с 28 на 31. Команду уронили на последнее, 10 место. 

4 сентября – таск 5.
Утро опять звенит! А еще очень холодно! Народ, стоящий в очереди за завтраком, невозможно узнать – настолько привыкли к майкам и шортам, что свитера и куртки воспринимаются совершенно чуждо. По ощущениям температура в районе +10. На выезд достался открытый КАМАЗ, кто-то из пилотов сказал, что за бортом +17 градусов. Все достали куртки и приготовились к худшему. Но ясное небо и полуденное солнце быстро сделали свое дело – ехать было не холодно и довольно комфортно. Наш КАМАЗ ехал на гору вторым, к моменту нашего заезда нас встретило два десятка грустных лиц: «Погоды нет!» Да ладно, нет! Небо–ясное, солнце–светит, воздух–холодный. Что еще надо для хорошего термика? Нет, твердят, инверсия низкая, а в предгорьях еще и двухслойная. Вот уж точно, в чужой монастырь со своим уставом не лазь – для Магадана данный набор погодных условий 100% дал бы отличный летный день. Ладно, ждем, что скажет Ильич. Наконец объявляют предполетную. Летим на запад, в стороны Алматы, для нас незнакомую сторону. Дистанция вообще крохотная – чуть больше 20км через 2 ППМ-а. Консультируюсь у ПараПаши насколько реален долет и какие могут быть особенности. Он охотно консультирует: «Долет возможен, прыгай по отрожкам, распадки переходи с запасом, про динамик забудь и, самое главное, не торопись!». Дабы активировать пилотов на старте Ильич сулит первому стартовавшему 2 бутылки холодного пива по прибытию в лагерь. Часть пилотов зашевелилась активнее, остальные начали торговаться насчет количества. Сошлись на 3-х бутылках первому и 1-ой второму. Не знаю, как разбирались, кто был первым, а кто вторым, но в воздух рвануло сразу с десяток крыльев. Конечно, они не пива хотели! Время 3 часа дня и народу надоело тупить на старте. Идем со Щукой на компетовский старт как более пустой. В воздухе опять разноцветье куполов, все месят поток, что стоит в первом же распадке перед «мозгами». Иду к ним, подстраиваюсь под низ и начинаю крутить. В воздухе очень плотно! Повезло, что поток начал стихать и часть пилотов пошла дальше по маршруту, дав возможность оставшимся в более спокойной обстановке чуть добрать высоты. Дальше иду внешним краем мозгов, приглядывая за летящими впереди крыльями и собирая все плюсики, что попадаются по пути. Получается медленно, но не торопясь, как и советовал Паша. Перепрыгиваю первый распадок (по нему идет дорога, идущая на старт) и на первой же стенке меня ждет поток. Метров на 100 выше и чуть глубже в горы крутиться Щука, но добраться до его потока не могу. Пока искал, на чем его поднимает, разрыв по высоте увеличился еще больше и группа пилотов вместе с Андреем уходит дальше. Буквально через пару минут появляется поток и бодрая тройка выносит меня метров на 150 выше старта. Кручу поток и думаю, как он похож на магаданские потоки и как легко в нем набирать – сильный, узкий и с четким ядром. Ладно, высоту запас, можно и широкий (километра 3-4) распадок переходить. Ветер поддувает по сзади, то сбоку, путевая скорость прыгает от 32 до 40км/час. На ближнем краю распадка нахожу нули и пару минут плыву в них, сносясь ветром по курсу. Будучи уже над серединой распадка замечаю лежащее оранжевое крыло на склоне. Запрашиваю Щуку, не он ли это. Это он! Обидно, реально подсел высоко, срулил бы в долину, еще бы пару километров протянул! Пролетаю над ним на высоте метров 200-300, подхожу к маленькой и пологой стеночке, набираю 50метров и…ошибаюсь! Вместо того чтобы, потеряв поток, лететь дальше на стенку покруче, я начинаю елозить вдоль склона в поисках потери. На этом бездарном занятии я потерял метров 150, слившись до высоты 1200. Реально, высота над поверхностью была метров 100, не больше! Внизу сидело 5 пилотов, быть 6-тым очень не хотелось. Думаю, что вполне пройдусь пешком и остатки высоты трачу на отрыв от этой пятерки. И тут, в ложечки, я нахожу его! Сначала запикала единичка, на третьем обороте уже двоечка и еще через минуту настоящие +3 вынесли меня на 1530метров. Живем! До первого ППМ полтора километра, этой высоты хватит, чтобы его взять, но хочется-то большего! Проползаю вдоль стенки, выхожу на один километр до точки и делаю бросок в долину, беря ППМ. Есть! Возвращаюсь в горы и, несмотря на то, что следующий ППМ находится в 3-х км по прямой за первым, продолжаю движение, как бы обходя нужную точку. Крылья, идущие за мной следом, взяв первый ППМ сразу же идут на второй и рассаживаются на полях. Нахожу слабенький поточек, в нем даже +1 не было, сильно сносясь по ветру набираю в нем до 1450 метров (примерно 400-500 на поверхностью) и начинаю штурм второго ППМ-а. До него 2,5км, этой высоты должно хватить для его взятия, но потом еще надо пролететь по ветру 2км до финиша, на который я, честно говоря, уже и не надеюсь пересечь – время уже 5 часов, в небе я один и высоты у меня маловато. По пути нахожу 2 потока, оба с большим сносом от нужной мне точки и очень слабые. В первом пересиживаю и, набрав в нем 20метров, тут же 10 теряю. Во втором потоке явно тороплюсь и бросаю его сам. Самым краем беру ППМ, разворачиваюсь на финиш и зажимаю клеванты, позволяя попутному ветру донести меня. Наверное, было бы правильно пройти через крайние плюсики, благо чуть высоты на это есть, а потом уже лететь на финиш. Вместо этого иду на долет. Впереди край поля, за ним небольшая терраса, по которой идет дорога. Край поля ярко зеленого цвета, значит, там зреет чей-то урожай, сажусь на заросшую дикоросом часть, недотянув до заветного финишного радиуса 500метров. Высота по прибору 930метров. Обидно! Вот что значит поторопиться! Реально, для взятия финиша и безопасной посадки мне не хватило 100метров высоты.
Итог дня: дистанция 20,3км, на финише 12 человек. Сова 11,3км, Щука 11,5км, Леший 19,8км. По итоговым местам: Щука 45, Сова 39, Леший 20. Команда опять на 9-ом месте. 

5 сентября – таск 6.
Все ждали повторения вчерашнего дня! Понравилась динамика полета, понравилось новое направление. Оказывается первый паровоз просел, и до финиша дошла вторая группа и кое-кто из их догонявших. В активе имеет такое же утро, такое же солнце и такой же ветер. Ильич не настроен тянуть – сегодня закрытие соревнований и награждение, задание должно быть быстрым, динамичным и позволяющим быстро собрать пилотов в лагерь. По факту получаем открытую дальность примерно на 35км в привычном, западном направлении. Ильич честно предупреждает: «Горами выскочите выше инверсии – возьмете финиш, не выскочите – рассядетесь на первых 10км». Ждать смысла нет, быстро готовлюсь и иду на старт. А там штиль! Наблюдаю за пристрелкой – потоки есть, но низко и слабо. Стартовавшие делятся на 2 группы: часть идет горами, поглощая каждый плюсик и ища место, где поток может пробить инверсию, часть полетела долиной. Есть предположение, что эта группа пошла с установкой «Летим в лагерь, но если что-то найдем, двинем по маршруту». Что-то нашли, но уже после того, как я перестал за ними наблюдать. Стартую при первом легком вздохе ветра в группе из 5-ти человек. Трое рассеялось в районе старта, так что к «лысой» пошли в 2 крыла. На лысой поток находим, но какой формы определить не удается, помня предыдущую ситуацию, допускаю, что ветер на старте может отличаться от ветра по маршруту. Набрав метров 70, иду на стенку. То ли все-таки тяга западная, то ли поток над лысой дает такую поправку ветру, но на стенку иду плохо – медленно и с большой потерей высоты. Даже акселератор помогает слабо, на стенку пришел метров на 500 ниже старта. Пусто! Можно подождать, можно поискать. Наверное, именно тут я совершил основную ошибку. Конечно, это неприятно крутить в склон на высоте 10 метров над рельефом в поисках стелящегося потока, но при такой дохлой погоде выбирать не приходится. Вместо этого иду над гребнем отрога, не дожидаясь его окончания отворачиваю влево и дальше по маршруту. Но высоты, чтобы идти и искать, очень мало. В данной ситуации, более выигрышным был выход на поселок – греющиеся крыши позволили хотя бы комфортно прилететь на чайные поля и, возможно, вылететь за Л0. Протянув вдоль склона сажусь в колючки к 4-м другим пилотам, 100метров не дотянув до Л0. Слежу за крыльями, на разной высоте летящим вдоль гор, сказать, что у кого-то дела идут просто отлично нельзя. Сову и Щуку даже не видел.
Итог дня: дистанция 32,8км, лидер пролетел 19,4км, наша тройка, как и остальные 40 пилотов не вылетела за Л0.
Итог соревнований: Щука 45 место, Сова 39 место, Леший 21 место из 68участников. Что самое обидное, от 20-го я отстал всего на одно очко! Пролети я не 6,9км, а 7,1 и был бы на 20месте. Это я к тому, что зачем биться за метры – для того и биться, чтобы по завершению соревнований не было мучительно больно, за бесцельно слитую высоту. Хотя я намного больше потерял, не долетев до финиша в предыдущий день.В финишном протоколе оказалось не 10, а 11 команд, мы на последнем месте. Добавляю к нашим очкам «эталонного чайника» – картина улучшается до 8-го места, но ощущения, что вторые соревнования «слили» не покидает. 
 
Обсуждение (14 постов)
Дневник Алматы 2010
Sep 13 2010 03:39:55
Обсуждение статьи: Дневник Алматы 2010

Да...., как сам полетал, ничего в следующем году выставим две команды, а Сову на бумеранг посадим
#1305
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 13 2010 04:52:15
Ну, в принципе все очевидно, Андрея сгубила самоуверенность, Леший - малый налет в этом году, Сове - нужно было Командор взять. По идее все должны быть в первой двадцатке, Леший +1 и уже в ней (наверно специально женщин вперед пропустил)
#1306
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 13 2010 05:07:04
Очень информативно, подробно и живописно.
Можно использовать, как учебный материал юным компетиторам.
Понравилось.Зачет!
#1307
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 13 2010 07:47:49
Да нет, Саша, Щуку не самоуверенность сгубила! Его ничего не сгубило. Он несколько раз говорил, что не понимает, как летать долиной. К примеру, Сова сразу же сказал, что долиной летать проще, рельеф читается легко. Нам надо было чуть больше времени, чтобы влетаться. Просто тут все другое! Оно не опастное, оне не жесткое - просто другое. Другие потоки, другие высоты, другие ветра, другие размеры элементов ландшафта.
По поводу результатов - от нас и такого не ждали! Уже после анализировал результаты прошлых соревнований пилотов, занявших более высокие места. Очень часто картина выглядит так:
- Алмата 2009, 35 место на крыле уровня 1-2 или 2;
- Курай 2010, 50-60 местоа на крыле уровня 2;
- Алмата 10-15 место на крыле уровня 2-3 или Open;

Нам Ильич перед соревнованиями сразу сказал, что первые соревнования надо учитсья летать, не надо лететь на результат. Если не будешь учиться, а сразу погонишься за местами, потом, когда начнешь претендовать на первую 10-ку, ты в нее никогда не попадешь. Чтобы летать соло и прилетать первым, надо быть и очень опытным и очень талантливым. Посмотри на результаты Орешкина, он ведь каждый куст знает, но победить это не помогло.

Диме Мистик не помешал бы, мы про это много говорили. Просто имея более свежее (не обязательно классом выше) крыло, можно было каждый день улетать чуть дальше, что в итоге дало бы +1-2 места. Постотри по протоколам на Максима Грабовского, первые соревнования он отлетал на 2-ке Windtech Techno, а вторые на SC Evolution - результат видишь? 45-тое место и 15-тое! Конечно, не все благодаря крылу.
Тут очень популярен SC Evolution - крыло реально зачетно летает (народ говорит на уровне Axis Mercury), но это компетишн с удлинением 7,1. Как минимум трое казахских пилотов пересело на него с 2-ки. Тут правдо сказывается влияние Орешкина, который считает его чуть ли не стандартом.
#1308
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 13 2010 09:00:32
Приветствую! Почитал, очень понравилось, молодец, что ежедневно фиксировал, получилось много деталей. Не могу согласиться что 2-е соревнования "слили". Не полной командой претендовать на высокий результат в фактически первых соревнованиях, это очень амбициозно! Считаю, что грамоту "За волю к победе" вы заслужили.
#1309
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 13 2010 10:03:18
Привет, Леха!
Ты знаешь, реально, вся эта писанина была в радость, никакого насилия!
Из 6-ти летных дней 2 под гору - это СЛИЛИ! И себя слили и команду слили. Тот факт, что под горой сидело по 40 человек нас никак не оправдывает!
Вы все правильно поймите - расстройства нет, кроме того, что все завершилось.
Во всем этом надо искать положительные стороны для нас лично и для всего клуба. Есть чему учиться, самое главное, не растерять полученный опыт.
#1310
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 13 2010 10:06:32
Eho писал(а):
Считаю, что грамоту "За волю к победе" вы заслужили.

А грамоту наффиг - цветы и конфеты не пьем!
#1311
Дневник Алматы 2010
Sep 16 2010 18:40:35
Хорошо написал! Как снова полетал там.))
Первые соревнования считаю удачными, а самое главное- полезными. Есть что обдумать, проанализировать и принять к сведению. Очень хочется посидеть и просмотреть треки, подумать над ошибками.
О вторых соревнованиях отдельный разговор. Для меня совершенно другой случай.
Хотя соревнования были, можно сказать "рядом", условия и настрой у меня получились противоположные.
#1315
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 16 2010 22:27:11
Спасибо Лешему за рассказ. И про полеты, и бытовые зарисовочки. Особенно Сова удался, как живой. Щука, а почему на вторых соревнованиях другой настрой? Надоело? Обидели?
#1317
Дневник Алматы 2010
Sep 16 2010 23:49:34
Хорошо написал, я как заново оказался в Алмате. Эх... мне бы так научится излагать... А вот меня зря костерили... Что помешало взять Сове Мистика??? Я в прошлом году поехал туда сразу с Мистиком и ничего страшного со мной не произошло в Алмате в первый раз можно спокойно летать на 2-3 если ты дома летаешь на таком же классе. А вот На Курай в этом году поехал с Мистиком это было... если говорить мягко - самоуверенность... в первый раз туда надо ехать на 1-2, даже если дома ты летаешь на 2-3.

Так что выбор крыла, с которым лететь на соревнования - ЛИЧНОЕ дело пилота...
#1318
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 17 2010 20:06:16
Ты еще спасибо скажи, что тебя удалось от Ультимы отговорить, или на что ты там смотрел!
#1323
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 19 2010 21:05:09
Тут действительно скажу ОГРОМНОЕ спасибо! Если бы я поехал на Курай с компетом, то либо перестал бы летать там после первого дня, либо убился бы нафиг там.......
#1324
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 20 2010 08:57:07
Твердо писал(а):
.. Щука, а почему на вторых соревнованиях другой настрой? Надоело? Обидели?
так получилось
#1325
RE: Дневник Алматы 2010
Sep 21 2010 06:54:45
Pike писал(а):
Твердо писал(а):
.. Щука, а почему на вторых соревнованиях другой настрой? Надоело? Обидели?
так получилось

Скромничаешь?
#1326

Вы должны войти или зарегистрироваться для отправки комментария.
Обсудить...
< Пред.   След. >
комментарии в галерее
15 February, 2016 @14:18 :
Эх этого фото в альбоме не хватает ... by Pike

15 February, 2016 @14:12 :
Скоро весна!!! Скоро субботник!!! ... by Pike

09 February, 2016 @13:51 :
Отличный альбом получился ... by Pike

05 May, 2015 @02:53 :
Сова! Экстримал))) Смело. ... by Oksa

крайние записи в форуме

Читать все...
Весёлые картинки
Самое читаемое
Погода
Погода!